Кто такой Амвросий Оптинский: житие святого старца и его наставления
Множество людей стекается в Оптину Пустынь к раке с мощами преподобного Амвросия Оптинского. Народное почитание этого святого началось давно, еще при жизни. Амвросий не имел важного звания, не был ни игуменом, ни архимандритом. Этот святой преставился в сане простого иеросхимонаха. Однако он достиг такой святости, что молва распространилась не только по России, но и за рубежом.
Житие святого Амвросия Оптинского
Начало жизненного пути
Преподобный Амвросий Оптинский (биография будет описана ниже) родился в 1812 году, 5 декабря по новому стилю. В миру носил имя Александр Михайлович Гренков. Житие Амвросия Оптинского началось в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Дедушка Саши был священником в селе, а отец служил пономарем. Мальчик был шестым ребенком, после родились еще двое детей. Всего было восемь детей в семье Гренковых: четыре мальчика и четыре девочки.
Познавательно! Церковные термины: что это такое скрижали и каково значение
На рождение Александра в дом съехалось множество гостей. По этому поводу преподобный впоследствии часто шутил: «Родился я на людях и всю жизнь провожу на людях». Рос Саша шустрым, веселым непоседой, часто шалил. Грамоту познавал из Часослова и Псалтири. В воскресенье и церковные праздники мальчик пел и читал вместе с отцом на клиросе.
Отец рано ушел в мир иной, оставив мать с восемью детьми одну. Семье пришлось переехать к деду-священнику. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, его отдали в духовное училище.
Учился Саша прекрасно и после окончания учебного заведения поступил в духовную семинарию, которую тоже окончил с отличием. После этого не поступил в духовную академию и сан тоже не торопился принимать, как бы размышляя о дальнейшем пути.
Амвросий Оптинский в миру отличался веселым нравом, отличным чувством юмора и был душой любой компании. Он часто шутил и этим самым смешил своих друзей.
После окончания семинарии Александр Гренков некоторое время преподавал в Липецком духовном училище и давал частные уроки детям помещиков.
Когда он учился еще на последнем курсе семинарии, то тяжело заболел. И тогда он слезно молился Богу о собственном исцелении, обещая принять монашество в случае выздоровления. Юноша выздоровел и не забыл своего обещания, данного Господу, но подстригаться в монахи не решался пока, откладывал это решение. Скорее всего, сомневался, сможет ли стать хорошим монахом при таком жизнелюбии, подвижности и веселом нраве.
Важно! Где и как нужно молиться, чтобы Бог услышал и помог
Так шло время, молодой человек работал, на досуге веселился, проводил время в шумных компаниях. Но все чаще он ощущал укоры совести, как будто его кто-то торопил исполнить обещанное. И вот однажды во время прогулки Амвросия Оптинского в лесу услышал Голос в журчании ручейка: «Хвалите Бога! Храните Бога!». Тогда он стал усердно молиться Божией Матери вразумить его и укрепить.
Монашество
В то время в Тамбовской губернии жил прозорливый старец Илларион. К нему и направился Александр за наставлением, в какой монастырь поступить. Подвижник ответил: «Иди в Оптину Пустынь, там ты нужен». Но и после этого молодой человек не сразу поспешил в монастырь, а продолжал работать.
Во время летних каникул вдвоем с сослуживцем отправились в паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Там Александр горячо молился о помощи Божией. По возвращении из монастыря продолжал жить в миру, все еще сомневаясь в принятии монашества.
Но однажды после очередной дружеской вечеринки Александр особенно почувствовал угрызения совести за несдержанный обет Богу. Всю ночь будущий подвижник провел в раскаянии и слезной молитве, а утром ушел из дома навсегда. Опасаясь, как бы близкие не стали препятствовать ему в осуществлении планов, он никому ничего не сказал.
Интересно! Что такое отчитка от пьянства отца Германа
Приехав в Пустынь, Александр застал старчество в самом разгаре. Старчество было развито на Руси с древности. Обычно старцами назывались монахи, которые достигли определенного духовного опыта благодаря подвижничеству, непрестанной молитве. Эти люди имели дар прозорливости, исцеления, поэтому к ним стекались люди со всей страны, чтобы получить совет и духовные наставления.
Первый Оптинский старец был преподобный Лев (1768–1841), положивший начало старчеству в этом монастыре. Затем его последователями были: Макарий, Моисей, Антоний, Иларион. Прибывший в Пустынь молодой Александр Гренков застал еще в живых преподобных Льва и Макария – столпов старчества. День приезда в монастырь – 8 декабря 1839 года.
Александр по прибытии в Пустынь сразу нашел старца Льва с целью взять у него благословение на монашескую жизнь. Преподобный благословил молодого человека жить первое время в монастырской гостинице и заниматься переводом духовной книги.
Через месяц старец разрешил Александру жить в самом монастыре, не надевая подрясник. Надо было уладить дела с начальством училища, где преподавал Гренков и ожидать указ архиерея о зачислении его в штат монастыря.
Только через полгода Александру разрешили надеть подрясник и жить в качестве послушника в Пустыни. Вначале он работал в пекарне и был келейником у старца Льва. Затем молодой послушник был переведен в Скит, где часто виделся со старцем Макарием.
Там Александр тоже трудился поваром, а в свободное время ходил к старцу Льву. Старец очень любил его, называя ласково «Сашенька». Вскоре Лев, чувствуя свою близкую кончину, сказал Макарию: «Передаю этого послушника тебе».
После смерти Льва Александр стал келейником Макария. В 1841 году послушник был подстрижен в рясофор, а спустя год – в мантию с именем Амвросий (в честь св. Амвросия Медиоланского). В 1843 году стал иеродиаконом, а спустя два года – иеромонахом.
С этих пор Амвросий Оптинский чувствовал ухудшение здоровья, сильно простудился и получил серьезное осложнение на внутренние органы. В своих духовных наставлениях часто говорил, что болезни приносят большую пользу для души. От больного не требуются труды подвижничества, а только терпение и молитва.
Всю свою монашескую жизнь святой безропотно терпел постоянные болезни. У него то обострялся гастрит, начиналась рвота, то появлялись неврологические боли, то болели почки. Несмотря на болезни, Амвросий по благословению Макария переводил духовные книги, а самое главное – научил молодого монаха непрестанной умной молитве.
Важно! Иисусова молитва, называемая иначе «умной», творится монахами и благочестивыми мирянами. Она заключается в том, чтобы умом произносить слова в сердце «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Обычно ее помогают произносить четки – так можно узнать, сколько раз была прочтена молитва.
Старчество
В 1860 году старец Макарий преставился, эстафету принял Амвросий. К тому времени он достиг уже святости и принимал людей уже на протяжении 12 лет по благословению Макария. Так сбылись слова святого Илариона, Амвросий Оптинский стал старцем после смерти Макария.
На фото святой часто изображен лежащим на кровати (в таком положении он принимал посетителей, потому что не было сил встать из-за болезни). Но лицо всегда светло и радостно на фото тех лет.
Видны лучистые, добрые глаза, открытая улыбка. В 1862 году преподобный окончательно слег в постель, не мог больше посещать богослужения, поэтому причащался в келии. Но, несмотря на это, он не перестал принимать потоки посетителей, отвечать на письма.
Познавательно! Кто такой Архангел Гавриил и в чем он помогает людям
Святой имел острый ум и отличное чувство юмора, часто шутил, к тому же умел сочинять стихи. Поучения старца Амвросия Оптинского почти все были в стихотворной, полушутливой форме.
Всем известны его слова:
- «Жить можно и в миру, но не на юру, а жить тихо».
- «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, а всем мое почтение».
- Часто старец говорил: «Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз».
- «Монахам нельзя лечиться, а только иногда подлечиваться».
- «Не хвались, горох, что ты лучше бобов, размокнешь – сам лопнешь».
- «В церкви не должно говорить. За это посылаются скорби».
Молва о добром и мудром старце скоро распространилась по всей Руси. В Оптину пустынь ехали люди разного сословия: богатые и бедные, он не делал различия между людьми, всех принимал одинаково с любовью. Приезжали к старцу такие известные писатели, как Лев Толстой и Достоевский.
Удивительна была его прозорливость. Был случай, как к нему привезли неверующую барышню, которая всю дорогу называла Амвросия лицемером и не верила в его святость. Когда весь народ дожидался выхода старца, Вера (так звали неверующую барышню) ходила нервно взад и вперед по комнате.
И когда девушка оказалась за дверью в углу, дверь внезапно распахнулась, вышел старец и сказал, заглядывая за дверь: «Кто тут у нас? А, это Вера, пришла смотреть на лицемера!». Это было настолько внезапно и поразительно, что девушка сразу забыла о своем неверии и упала на колени.
Шамординская обитель
В последние годы своей жизни старец занялся обустройством женского монастыря в Шамордино (находилось в 12 верстах от Оптиной Пустыни). Он духовно окормлял эту обитель до самой смерти. Известно, что одной из шамординских монахинь была сестра Льва Толстого, Мария Николаевна Толстая.
Монахини любили преподобного и часто молились о его здравии. Иногда преподобный даже сердился на них: «Опять вымолили!».
Старец отошел ко Господу 22 октября 1891 года в Шамординском монастыре. Перед смертью он принял великую схиму. Образ святого лег в основу произведения Достоевского «Братья Карамазовы». Так же, как и в романе, на самом деле от мощей его вначале исходил запах разложения. Это предсказывал Амвросий при жизни. Но позже смрад исчез, и распространилось дивное благоухание.
Полезное видео: житие и наставление Амвросия Оптинского
Почитание святого
Святой Амвросий Оптинский канонизирован православной церковью в 1988 году, день памяти – 23 октября и 10 июля по новому стилю. В день памяти к Введенскому собору Оптиной Пустыни, где покоятся мощи Амвросия Оптинского, стекаются толпы людей. Там же находится икона Амвросия Оптинского, от которой многие получают исцеления от болезней. Икона изображает старца в схиме, как он и был похоронен.
Многие интересуются, в чем помогает святой Авмросий Оптинский?
Старцу молятся в различных случаях:
- при различных болезнях телесных и душевных (в том числе беснованиях);
- при семейных раздорах, ссорах, разводе;
- в желании найти спутника (спутницу жизни);
- в служебных неурядицах;
- о детях, которым не дается учеба;
- о вразумлении заблудших детей.
И еще много чем помогает святой обращающимся к нему в молитвах людям.
Женский скит Амвросия Оптинского находится в Белоруссии на месте обретения чудотворной иконы Божией Матери Жировичской. В 2005 году оно получило статус скита, и его решено было назвать в честь Амвросия Оптинского. Так почитание святого распространилось за пределами России, в Белоруссии.
Интересно! Скит находится в стадии строительства в настоящее время, хотя некоторые церкви уже действуют.
Полезное видео: указание пути ко спасению Амвросия Оптинского
Святой Амвросий Оптинский внес неоценимый вклад в отечественное старчество. Он стал любимым святым для множества людей. Ему молятся в различных бедах и нуждах, и преподобный всегда помогает. Даже после смерти он продолжает любить народ и радушно отзывается на просьбы, обращенные к нему.
Преподобный Амвросий Оптинский
В истории нашей страны, как и в мировой истории, есть святые, являющиеся как бы «верстовыми столбами» на пути к Всевышнему. Одним из таких праведников был преподобный Амвросий Оптинский, память которого отмечается 23 октября.
В 27-летнем возрасте, мучаясь укорами совести о невыполненном им обете, данном Богу в последнем классе семинарии — постричься в монахи, если выздоровеет от тяжелой болезни, — Александр Михайлович тайно, даже не спросив разрешения епархиального начальства, бежит в Оптину Пустынь, бывшую тогда «огненным столпом во мраке окружающей ночи, который привлекал к себе всех мало-мальских ищущих света».
По преданию, эту обитель, находившуюся в трех верстах от города Козельска, и окруженную с трех сторон непроходимыми девственными лесами, а с четвертой — речкой Жиздрой, основал раскаявшийся разбойник по имени Опта, сподвижник атамана Кудеяра. В основу жизни обители было положено неукоснительное соблюдение трех правил: строгая иноческая жизнь, сохранение нищеты и стремление всегда и во всем проводить правду, при полном отсутствии какого-либо лицеприятия. Насельники были великими подвижниками и молитвенниками за православную Русь. Александр Михайлович застал при жизни, можно сказать, самый цвет ее монашества, таких столпов, как игумен Моисей, старцы Лев и Макарий.
В апреле 1840 года, практически через год после прибытия, Александр Михайлович Гренков принял монашество. Он активно включился в будничную жизнь обители: варил дрожжи, пек булки, целый год был помощником повара. Через два года он был пострижен в мантию и наречен Амвросием. Через пять лет жизни в Оптиной Пустыни, в 1845 году, 33-летний Амвросий стал уже иеромонахом.
Здоровье его в эти годы сильно пошатнулось, и в 1846 году он был вынужден выйти за штат, будучи неспособным к выполнению послушаний, и стал числиться на иждивении обители. Вскоре состояние его здоровья стало угрожающим, ждали конца, и по древнерусскому обычаю отец Амвросий был пострижен в схиму. Но неисповедимы пути Господни: через два года неожиданно для многих больной стал поправляться. Как говорил впоследствии он сам: «В монастыре болеющие скоро не умирают, пока болезнь не принесет им настоящую пользу».
Не только телесными немощами воспитывал Господь в эти годы дух будущего великого старца. Особенно важным для него было общение со старцами Львом и Макарием, которые, провидя в Амвросии избранный сосуд Божий, говорили про него не иначе как: «Амвросий будет великий человек». Прислушиваясь к мудрым наставлениям старца Льва, он в то же время очень привязался к старцу Макарию, часто беседовал с ним, открывая ему свою душу и получая важные для себя советы, помогал ему в деле издания духовных книг. Молодой подвижник, наконец, нашел то, чего давно жаждала его душа. Он писал друзьям о духовном счастье, которое открылось для него в Оптиной Пустыни.
«Как на вершине горы сходятся все пути, ведущие туда, так и в Оптиной — этой духовной вершине — сошлись и высший духовный подвиг внутреннего делания, и служение миру во всей полноте, как его духовных, так и житейских нужд». К старцам в Оптину шли за утешением, исцелением, за советом… К ним шли те, кто запутался в своих житейских обстоятельствах или в философских исканиях, туда стремился тот, кто жаждал высшей правды, в этом «источнике живой воды» всякий утолял свою жажду. Выдающиеся мыслители эпохи, философы, писатели не раз и не два были там: Гоголь, Алексей и Лев Толстые, Достоевский, Владимир Соловьев, Леонтьев… — всех не перечесть. Ведь для русского человека старец — это человек, посланный Самим Богом. По словам Ф. М. Достоевского, «для души русского человека, измученной трудом и горем, а главное, всегдашней несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть перед ним и поклониться ему. Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно, есть на земле там-то, где-то святой и высший — у него, зато, правда. Значит, не умирает она на земле, а стало быть, когда-нибудь и к нам придет и воцарится по всей земле, как обещано».
Старец Амвросий появился в Оптиной Пустыни и приковал к себе внимание исключительно интеллигентных кругов в тот момент, когда эта интеллигенция была охвачена западной философской мыслью. Бывший ранее сам душой общества, любивший все светское (он хорошо пел и танцевал), для которого «монастырь был синонимом могилы», он лучше чем кто-либо другой понимал духовные искания интеллигенции и самой своей жизнью свидетельствовал, что избранный им путь есть идеал того счастья, к которому должны все стремиться.
Недаром сказано: «Сила Божия в немощи совершается». Несмотря на свои телесные страдания, приковывавшие его почти всегда к постели, старец Амвросий, к тому времени уже обладавший целым рядом духовных даров — прозрения, исцеления, дара духовного назидания и прочее — принимал ежедневно толпы людей и отвечал на десятки писем. Такой гигантский труд не мог быть осуществим никакими человеческими силами, здесь явно присутствовала животворящая Божественная благодать.
Среди духовных благодатных дарований старца Амвросия, привлекавших к нему многие тысячи людей, следует в первую очередь упомянуть о прозорливости: он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. А благотворительность была просто его потребностью: старец Амвросий щедро раздавал милостыню и самолично заботился о вдовах, сиротах, больных и страждущих.
В последние годы жизни старца в 12 верстах от Оптиной Пустыни, в деревне Шамордино, по его благословению была устроена женская Казанская Пустынь. Строй обители, ее порядки — все установил сам старец Амвросий, многих сестер обители он собственноручно постригал в иночество. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигало тысячи. Здесь же были детский приют, школа, богадельня и больница.
Именно в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины — в октябре 1891 года, на 79-м году жизни.
Поучения и афоризмы старца Амвросия:
- Мы должны жить так, как колесо вертится – чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх.
- Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!
- Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога, почему на неблагодарность людей не должно обращать никакого внимания.
- Правда груба, да Богу люба.
- От ласки у людей бывают совсем иные глазки.
- Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение.
- Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет.
- Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
- Лицемерие хуже неверия.
- Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя.
- Самолюбие наше – корень всему злу.
Житие и наставления преподобного Амвросия Оптинского
Биография преподобного Амвросия Оптинского
Знаменитый старец прожил долгую, но трудную жизнь. Читая его биографию, кажется, что все житие Оптинского состоит из испытаний. Однако именно благодаря своей самоотверженности преподобный стал Божьим проводником и до сих пор помогает всем, кто к нему обращается.
Детство и юношество
Александр Михайлович Гренков появился на свет 23 ноября 1812 г., в маленьком селении Тамбовской губернии Большая Липовица. Отец его был дьяком, а мать – домохозяйкой, воспитывала восьмерых детей. Мальчик рос умным, любил читать, особенно Священное Писание, а по праздникам с удовольствием посещал церковь.
В 12 лет маленький Саша стал учеником местного духовного училища, а после его окончания – студентом семинарии. Благодаря острому уму и тяге к знаниям учился хорошо. Будучи очень веселым, душой компании, юноша всегда оставался нравственно чистым. В эту же пору он увлекся поэзией, однако стихи у него получались плохо. Зато до конца жизни старец любил перемежать свои наставлениями рифмами.
Начало монастырской жизни
Учась в духовной семинарии, Александр не задумывался о монашеской судьбе. Все решил случай – на последнем курсе юноша сильно заболел. Уже собравшись умирать, он воззвал к Богу, пообещав уйти в монастырь, если Всевышний дарует ему исцеление. Так и случилось, однако после выздоровления Саша не спешил выполнять данное обещание.
Когда в 1836 г. молодой человек вышел из духовной семинарии, у него не было четкого понимания, чему посвятить свою жизнь. И тут опять помог случай – ему предложили быть учителем для детей одного богатого помещика.
Через два года Гренков отправился преподавать в Липецк. Все это время юношу мучили укоры совести по поводу невыполненного обета. Молитвы не помогали, и тогда молодой учитель отправился к Троекуровскому затворнику Илариону, который посоветовал ему идти в Оптину. Так, 8 октября 1839 г. он прибыл к монастырским стенам.
Прохождение послушаний
В обители Гренкова принял схиарсхимандрит Лев. Каждый день молодой человек посещал келью старца, слушая его проповеди и выполняя указания. Там он переводил рукописи, знакомился с основами духовной жизни, правилами монашеской братии, уставом монастыря.
2 апреля 1840 г. Александр официально был принят в Оптинское братство. Первое время он помогал пекарям делать хлеб, а через год стал келейником отца Льва. Имея возможность быть рядом со старцем, молодой человек жадно впитывал знания.
Благодаря своей самоотверженности преподобный стал Божьим проводником
Жизнь в скиту
Спустя полгода Александр ушел жить в скит. Там он сначала стал помощником повара, а вскоре и сам занялся приготовлением пищи. Несмотря на чрезвычайную занятость, молодой послушник регулярно наведывался к отцу Льву, учась у него мудрости.
11 октября 1841 г. преподобный Лев умер, а Гренков был назначен келейником отца Макария. Это было время, когда молодой Александр постигал основы монашеской жизни. Он жил в спартанских условиях, много молился, читал Священное Писание и учился кротости.
Пострижение и служение в священном сане
На третий год, когда Александру исполнилось 30 лет, он был пострижен в монахи и принял имя Амвросий. Спустя два месяца ему присвоили сан иеродиакона, а еще через пару лет – иеромонаха.
Как-то раз во время посещения Калуги Амвросий простудился. Вылечить болезнь полностью не получилось, и она стала давать осложнения. Тяжелый недуг преследовал иеромонаха два года. Из-за него он был освобожден от келейничества, перестал вести службы, но зато был пострижен в схиму.
Ко всем недугам, которые преследовали прп. Амвросия, старец относился, как к средству духовного воспитания.
Будучи помощником отца Макария, Амвросий занимался писательской деятельностью. Позже ему было разрешено давать духовные советы. Постепенно к нему начало приходить все больше людей, тем самым готовя преп. Амвросия к старчествованию.
Преподобный Амвросий Оптинский в келии (Шамордино)
Особенности старческого служения
Когда в 1860 г. умер отец Макарий, его место занял Амвросий, которому на тот момент исполнилось 48 лет. Несмотря на довольно молодой возраст, он пользовался большим авторитетом среди посетителей Оптинской обители. К нему круглосуточно приходили за помощью или советом, и преподобный никогда не отказывал нуждающимся.
Наконец Александр Гренков сумел выполнить данное когда-то Богу обещание – он полностью посвятил себя спасению человеческих душ. Мучимый тяжелыми болезнями, до конца своих дней преподобный отец выполнял пастырский долг, пока 10 октября 1891 г. не скончался в своей келье. Преподобного похоронили за стенами монастыря, где тот служил, а в 1988 г. он был канонизирован решением Собора РПЦ.
Видео «Житие Амвросия Оптинского»
В этом видеосюжете представлено жизнеописание преподобного старца.
Чудеса преподобного Амвросия Оптинского
Чудотворная сила, которой обладал старец, находит свое подтверждение во многих свидетельствах очевидцев. Так, однажды жительница Воронежа, гуляя по лесу неподалеку от Оптинской обители, заблудилась между деревьями. Внезапно перед ней явился путник с посохом, которым указал путь. Обрадованная женщина пошла по названной дороге и вышла к домику Амвросия. Поговорив с преподобным, воронежанка расплакалась, признавшись, что это именно он вывел ее из глухой чащи.
Еще один случай произошел с ремесленником по иконостасам, который приехал в Оптинский монастырь получить заказ. Прежде чем вернуться домой, он решил испросить благословения, однако старец наказал ждать несколько дней. Мастер остался, а позже узнал, что его помощники готовили против него заговор. Все это время они поджидали своего начальника под мостом, чтобы убить и ограбить, но Амвросий спас мужчину от смерти.
Оптинский старец способен был даже воскрешать из мертвых. Так, однажды у одного крестьянина умерла единственная лошадь, кормившая всю его семью. Бедный мужчина долго убивался над телом, когда вдруг ему явился Амвросий, ожививший мертвое животное.
Наставления преподобного старца
Из уст св. Амвросия исходило множество мудрых изречений. Позже все они были собраны, а затем изданы одним большим трудом. Его рекомендуют читать всем, кто запутался или свернул с праведного пути. Краткое содержание некоторых наставлений приведено ниже.
О семейной жизни
Оптинский святой учит все сложности семейной жизни принимать как должное. С мужем или женой следует общаться по своему статусу, не спорить, а выполнять то, что положено. Если кто-то из членов семейства впал в зависимость, не стоит злиться и ругаться. За него нужно всем сердцем молиться Богу, чтобы Всевышний вернул грешника на праведный путь.
О воспитании детей
Преподобный Амвросий призывает воспитывать детей с малых лет, однако предупреждает, что под влиянием окружающих все посеянные благие зерна могут погибнуть. Именно поэтому он наставляет родителей постоянно поддерживать искру христианской веры – приучить ребенка к молитве, особенно перед едой и сном, а также крестному знамению.
О покаянии
Оптинский святой взывает всех верующих к покаянию. У тех, кто раскаялся в своих грехах, мучение будет временное. Непокаявшиеся будут страдать вечно. Всевышний милостив, а потому наша искренняя исповедь приведет к спасению. Поскольку дьявол силен и не преминет искусить даже того, кто лежит на смертном одре, исповедь очень важна для христианина.
О спасении
Прп. Амвросий всегда говорил, что для спасения души достаточно не совершать грех, а если все же оступился, то искренне покаяться. Те, кто не до конца честен перед Богом, познает все муки скорби. Мы должны соблюдать золотую середину между надеждой и страхом. Не следует опускать руки, но также нельзя слишком сильно надеяться.
Изречения старца о жизни
О лени и унынии
Человек, который не знает, чем себя занять, склонен печалиться и унывать, а это является страшным грехом. Самый лучший спаситель от искушения – усердный труд. Нам также следует молиться во время работы, чтобы очистить свой разум от ненужных мыслей. Самодисциплина – первый шаг к духовному просветлению.
О понятии «свой крест»
Что бы ни происходило в нашей жизни, на все есть Воля Божья. Нам не дано знать промысел Господень, а потому остается лишь полностью положиться на Всевышнего. Если мы сворачиваем с праведного пути, Спаситель посылает нам знак, который многие верующие называют «крестом человеческим». Каждому он достается по его заслугам.
О смирении
Гордыня является смертным грехом. Оптинский старец учит усмирять свои страсти, уступать другим, относиться к себе самокритично. Если мы поступаемся кому-то, то в итоге обретаем гораздо больше. Научившись смирению, жить становится легче, однако побороть тщеславие довольно сложно.
Икона преподобного Амвросия Оптинского
Святой лик преподобного обладает чудотворной силой. Изображают св. Амвросия обычно по пояс или в полный рост, как седовласого старца с окладистой бородой. Он облачен в темно-красное или черное монашеское одеяние, а над головой сияет золотой нимб. Правой рукой он перебирает четки, а левой творит благословляющий жест. К иконе, как правило, обращаются за исцелением, укреплением веры и помощью в житейских проблемах.
Преподобный Амвросий всю жизнь посвятил служению Богу и людям, до последних дней принимая посетителей. После себя святой оставил огромное наследие, а его иконы до сих пор продолжают творить чудеса.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Житие святого преподобного Амвросия Оптинского
Имя богоносного старца Амвросия Оптинского стоит в одном ряду с наиболее любимыми и почитаемыми народом святыми: Сергием Радонежским, Николаем Мирликийским, Серафимом Саровским. Его святость издавна освящает не только российскую землю, но весь мир.
Житие Амвросия Оптинского богато чудотворениями. Именно на этом святом человеке сбывалось пророчество: «Сила Господня в немощи человеческой совершается».
Детство будущего святого
Мальчик Саша Гренков родился в 1812 году в одном из сел Тамбовской губернии. В младенчестве принял Святое Крещение с именем Александр, в честь благоверного князя Александра Невского (именно в день рождения младенца — 23 ноября — совершается его память).
Отец Саши служил дьяконом в местной церкви, а мать занималась воспитанием восьмерых детей.
Резвый и веселый Александр любил шумные игры, он постоянно выдумывал детские забавы для себя и друзей, ему никак не сиделось дома. Случалось, что получив работу или поручение, он, едва начавши, бросал дело и убегал гулять с многочисленными друзьями во двор.
Родители Александра, в том числе и дед с бабушкой, были глубоко верующими людьми, и их благочестие внесло особую атмосферу в уклад семейства.
К шалостям мальчика, даже незначительным, домочадцы относились как к значительным проступкам. В результате неуемной энергии парнишки, отношение семейства к нему было достаточно холодным — его братьев и сестер, имеющих спокойный нрав, любили больше и относились к ним с особой теплотой.
Однажды, раздосадовавшись, Саша решил отомстить своему брату и специально раздразнил его, чтобы тот попал под тяжелую руку отца и деда. Но в результате по макушке досталось им обоим.
Читайте о святом:
Отрочество. Начало пути
Отроку родители пытались привить любовь к чтению Слова Божия, воспитывали в религиозном направлении. Каждый церковный праздник семья направлялась в Храм Божий, мальчику там очень нравилось петь на клиросе.
В возрасте 12 лет мальчик поступил на обучение в духовное училище города Тамбова, а по его окончании стал студентом духовной семинарии. Одаренный от природы, семинарист успешно изучал науки, ему легко давалась учеба. В то время, когда его сверстники корпели над учебниками, Гренков, единожды и наспех прочитав изучаемый материал, отвечал в классе без запинки, как по писанному.
Более всего ему полюбилось Священное Писание, история, богословские и словесные науки.
Среди семинаристских друзей он славился веселым и добрым нравом, был отзывчивым и веселым товарищем, душой общества. Он увлекался музыкой и пением, любил поэзию и даже сам пытался писать стихи, уединившись на лоне природы. Поэта из юноши не вышло, но будучи старцем, он очень любил переиначивать в рифму свои поучения.
Будучи остроумным весельчаком, Александр сохранил глубокие религиозные чувства, которые с детства ему п
ривили родители. Обладавший живым характером, юноша помышлял о поступлении на военную службу и даже не догадывался, что ему уготована Свыше судьба инока — ангела небесного.
Жизнь в Оптинской пустыне
По окончании семинарии Александр понял, что мирская жизнь с ее веселостью и развлечениями ему чужда и принял решение в тайне от родных и друзей, которые, возможно, будут уговаривать его остаться в миру, уехать в Оптину Пустынь, что и произошло в 1839 году. Его ласково принял старец Лев.
Вскоре юноша принял монашеский постриг и был наречен именем Амвросий. Позднее он был рукоположен в иеродиакона, и через 5 лет он был удостоен иеромонашеского чина.
В монастырских стенах будущий Святитель выпекал хлеба в пекарне, помогал поварам, занимался строительством, варил дрожжи. Несмотря на блестящие способности в науках, Амвросий не гнушался никаким трудом, что воспитывало в нем смирение, терпимость и способность отсекать собственную волю.
Духовные деяния святого Амвросия Оптинского
В делах духовных Амвросий Оптинский постепенно приобрел славу опытного наставника. Случалось, что по благословению отца Макария, некоторые монахи приходили к святому для откровения помыслов. Старец предвещал молодому монаху великое будущее.
Однажды, изнуренный постом и тяжелой физической работой, Амвросий сильно простудился. Недуг протекал очень тяжело и сильно подорвал здоровье инока, надолго приковав его к постели. Как следствие — у Амвросия теперь не было физических сил для участия в длительных монастырских богослужениях и совершения Литургии. Он очень тяжело передвигался, страдал одышкой и геморроидальными истечениями, был очень чувствителен к перемене погоды, из пищи мог принимать только мизерную ее часть.
Старец Амвросий не отказывался от медицинской помощи. В его келье к стене была приколочена полочка, которая была заставлена различными лекарствами. Регулярно принимая их, старец все же более надеялся на помощь Бога и Его Пресвятой Матери.
В его келье находилось очень много икон и портреты выдающихся лиц его эпохи. Кроме кровати стоял маленький аналой, за которым старец вычитывал правила, и стол, за которым послушник писал письма под диктовку святителя. Помимо них у стены стоял шкаф, полки которого были наполнены святоотеческой литературой, пара кресел для гостей и несколько стульев.
Целыми днями дверь кельи Амвросия была открыта для многочисленных посетителей. В келью было запрещено входить женщинам, и специально для их приема было выделено помещение. Прихожане обители получали от доброго старца утешение в скорбях, советы в разрешении житейских вопросов, вразумление, прощение грехов, молитвенную помощь.
Завершение земного пути
В последние годы жизни старца по его благословению в Шамордино была возведена женская обитель — Казанская Пустынь. В ее стенах проживали бедные и больные женщины. Именно здесь отец Амвросий встретил свой смертный час, будучи совершенно больным и недвижимым человеком. 10 октября 1891 года в 11 часов 30 минут старец трижды вздохнул, наложил на себя Крестное Знамение и скончался. Как и завещал Святитель, его тело было перенесено в Оптину Пустынь.
Тело усопшего совершенно не источало мертвенный запах, а в день похорон от него стал исходить приятный медовый аромат. Примечательно, что во время похорон ни одна из больших свечей, окружавших его гроб, не погасла, хотя в этот день постоянно моросил дождь.
Гроб, который мужчины бережно несли на плечах, возвышался над огромной толпой людей, пришедших проводить любимого старца в вечность.
Тело Амвросия Оптинского было захоронено неподалеку от монастырской церкви, рядом с могилкой его наставника, старца Макария.
Чудеса и исцеления
От мощей старца совершалось множество чудес, коими Амвросий дает знать, что не оставляет нас своим предстательством перед Отцом Небесным.
На беседу к Святителю приезжали К.Романов, Ф.Достоевский, А.Толстой, М.Погодин.
Читайте о христианских чудесах:
Вот только несколько чудесных исцелений от старца:
- Бывало, что как-бы невзначай стукнет старец по макушке пришедшего к нему в келью гостя — а у того зубная боль тут же пройдет. Случалось, что некоторые женщины подойдут к нему и просят: стукни, батюшка, меня по голове, а то дюже как разболелась.
- Обратился к старцу мужчина, страдающий сильнейшей болью в ногах. Лекарства ему не помогали, а Амвросий ему указал ехать в Задонск и там отслужить панихиду по подвижнику Пахомию, а затем взять горсточку земли с его могилки и отереть ею ноги. Болящий выполнил указания и недуг тут же отступил.
- Отчаявшаяся мать подростка, страдающего неизлечимым заболеванием ушей и горла, прибыла к старцу. Она выслушала его наставления и научилась молиться. По окончанию беседы святой дал ей кресты и пояски с молитвами Тихону Задонскому и Николаю Мирликийскому. Вернувшись домой, дверь ей открыл совершенно здоровый ребенок.
ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение только запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что через послушание вырабатывается покорность.
День рождения — 23 ноября / 6 декабря 1812
Кончина (день памяти) — 10/23 октября 1891
Житие преподобного отца нашего иеросхимонаха Амвросия Оптинского
Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Окончив духовное училище, он затем прошел успешно курс в духовной семинарии. Однако не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.
По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога. »
Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я – человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, – сказал ему старец, – и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом. Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и позднее – во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.
Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Недаром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться»! Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.
С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами ни приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник – Бог! Иди назад и не бойся ничего, грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию, и все будет хорошо»! Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился как второй старец Амвросий.
В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.
Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре-пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келлию старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.
Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где, кроме 1000 монахинь, имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.
1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость – следствие его хронической болезни – заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот – едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит»? Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно, такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах – я хочу сам совершить отпевание старца».
Было решено перевезти его в Оптину пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители – старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1Кор.9:22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.
Святой Амвросий Оптинский
Старец Амвросий Оптинский — один из самых почитаемых на Руси святых. Казалось, его жизнь была сплошным страданием — он постоянно и тяжело болел. Но преподобный Амвросий благодарил Бога за все и всех, кто приходил к нему за советом, просил о том же — благодарить Бога и любить ближних.
Он утешал скорбящих, исцелял больных. О глубоких и серьезных вещах он говорил на самом простом языке — за что его и полюбил народ. За свою жизнь Амвросий Оптинский стал одним из самых почитаемых в народе старцев, а после смерти — святым.
Когда жил святой Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий Оптинский родился в 1812 году в Тамбовской Губернии и скончался в 1891 году — в возрасте 78 лет.
XIX век — какое это было для российского общества время? Возможно, чем-то оно напоминало нынешнее. Западное влияние, влияние времени в целом — и общество, некогда более или менее цельное по взглядам и убеждениям, оказывалось все более разобщено. У интеллигенции, которая считала себя передовой частью общества, появлялись и укреплялись новые разнообразные течения. Марксисты, славянофилы, западники. Кругом искания, упоение творчеством, и всё — большей частью — отодвигающее Церковную жизнь на задний план.
В результате многие видные люди общества и культуры (писатели, музыканты, художники) могли ничего не знать про чудесных старцев и святых, которые в то же самое время жили и собирали тысячи паломников вокруг себя. Серафим Саровский, Макарий, Лев и Амвросий Оптинские. Почти как сейчас…
Но в стране продолжалась живая Церковная жизнь. Простой люд, сельские жители, жители деревни (и многие горожане) и не думали забывать Бога. И пока интеллигенция была в исканиях, большая часть народа последний свой оплот по-прежнему находила во Христе, советах священников и старцев. Например, тех, что жили в Оптиной пустыни — одном из оплотов старчества на Руси.
Старец Амвросий Оптинский: кратко житие
Конкретных фактов о жизни Амвросия Оптинского сохранилось немного. Известно, что он родился или в 1812, или в 1814 году. Известно, что он много болел. Известно, что болел он, по сути, всю свою жизнь, страдая от самых разных недугов.
Житие Амвросия Оптинского рассказывает, что впервые он серьезно заболел в 23 года и тогда пообещал в случае выздоровления уйти в монастырь. Обещание не сдержал, устроился работать преподавателем в какой-то богатый дом, так бы, может, и работал дальше, но заболел снова. И только после этого выполнил данный когда-то обет — стал иноком.
Одна из сторон духовного пути старца Амвросия — это путь болезней. Он продолжал болеть почти всю свою жизнь. У него то усиливался гастрит, то открывалась рвота, то ощущалась нервная боль, то простуда с лихорадочным ознобом и просто жестокая лихорадка. Это лишь часть его болезней. Иногда он был на грани жизни и смерти.
Преподобный Амровсий Оптинский часто и тяжело болел.
К концу жизни физическое здоровье святого стало таким слабым, что он не мог уже ни ходить на службу, ни выходить из своей кельи.
Но преподобный Амровсий Оптинский не только не скорбел о своих болезнях, но и считал их необходимыми для своего духовного укрепления. (В принципе, уже тогда, в XIX веке, укоренилась мысль о том, что наступило время, когда только болезнями человек и может спастись — настолько все устроение общества в самих его основополагающих принципах стало далеко от Церкви.)
Преподобный Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем, — учеником преподобных Льва и Макария, и в результате стал самым известным и прославленным из всех.
В житии говорится, что преподобный Макарий, послушником у которого с самого начала был Амвросий, быстро понял, что перед ним будущий великий монах, и видел в нем своего «преемника». Так оно и случилось. Труд старчества святой Амвросий взял на себя в 1860 году — после смерти преподобного Макария, и — не оставлял его почти до самого последнего издыхания.
Чудеса преподобного Амвросия Оптинского
Паломники к преподобному Амвросию стекались со всей страны. Одним нужно было наставление, другим утешение, иные жаловались на болезнь. И старец Амвросий — одним давал совет, других утешал, а иных — мог исцелить.
Молва об Амвросии Оптинском распространилась очень быстро. И простые крестьяне, и люди из интеллигенции говорили о старце, как об удивительно простом и светлом монахе, который излучает Любовь и мир.
У его была своя «особенность» — манера изъясняться. Его слова по форме были просты, если не сказать простонародны. А от того — легко понятны любому: и горожанину, и писателю, и сапожнику, и портному.
Он говорил:
«Грехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».
или:
«Мы должны жить так, как колесо вертится: чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх».
или:
«Жить — не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение».
Людей поражало, как он умел так просто говорить о сложных, казалось бы, вещах из духовной жизни.
«Я эту простототу у Бога всю жизнь вымаливал», отвечал преподобный Амвросий.
Или:
«Где просто, там ангелов по сто, а где мудрено, там ни одного».
Или:
«Где нет простоты, там одна пустота».
Амвросий оптинский Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — один из самых известных классиков русской литературы — был при жизни отлучен от Церкви. Случай из ряда вон выходящий, но был вызван не только и не столько взглядами самого писателя (в своих искания он фактически пошел по пути протестантизма), сколько его известностью и популярностью.
Свои размышления о духовной жизни, о Церкви и отрицание многих ее догматов и традиций — он либо перекладывал на страницы книг, которые читали тысячи, либо в любом случае увлекал за собой множество людей. «Великий Толстой, его философия — это же интересно!»
Известно, что Лев Толстой трижды был в Оптине, а также встречался со старцем Амвросием Оптинским. Тот пытался образумить писателя. Известно также, что у святого о Толстом остались очень нехорошие впечатления. Он назвал его «воплощением гордыни».
Лев Толстой тоже — как будто бы восхитился красотой Оптины и духовной силе преподобного. Но с другой стороны, сохранились строки — в которых писатель отзывается о старце весьма высокомерно.
Известно, что прямо перед смертью Лев Толстой приезжал в Оптину (Амвросий Оптинский к тому времени уже умер), но не решился переступить порог обители — боясь, наверное, что не будет никем там принят.
Амвросий Оптинский: в чем помогает
Мы писали о блаженной Ксении Петербургской, и о святителе Спиридоне Тримифунтском. Мы не только рассказывали про жизнь этих замечательных святых, но и пытались объясниить, что никакой святой не помогает в чем-то одном.
С одной стороны, принято считать, что Спиридон Тримифунтский слышит молитвы тех, кто не может решить вопросы с жильем, а Ксения Петербургская — тех, кто не может устроить личную жизнь. А Николай Чудотворец, допустим, «помогает устроиться человеку в работе».
Но истина в том, что святые слышат любые молитвы, и помогают в любых вещах. Говорить о том, что Амвросий Оптинский помогает избавиться от курения — это значит бесконечно умалить и величие самого святого, и величие той части Церковной жизни, как помощь святых нам: через расстояния и через время.
Поэтому на вопрос «В чем помогает Амвросий Оптинский», нужно отвечать — «во всем». Во всем помогает сейчас, и во всем помогал тогда, при жизни. Больным — обрести выздоровление или крепость. Здоровым физически — обрести и здоровье духовное.
Мощи Амвросия Оптинского: где находятся
Мощи преподобного хранятся сейчас в Оптиной Пустыни (Калужская область) — во Введенском соборе.
День Амвросия Оптинского
Православная Церковь трижды в году празднует память преподобного Амвросия Оптинского.
- 23 октября — это день смерти святого
- 24 октября — это день памяти всех Оптинских святых
- 10 июля — в этот день были обретены мощи старца Амвросия
Кроме того, к преподобному Амвросию напрямую относятся еще два празднования:
- 10 августа — день памяти Тамбовских святых
- 23 сентября — день памяти Липецких святых
Икона преподобного Амвросия Оптинского
Преподобный отче Амвросие, моли Бога о нас!
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте