Серафим Саровский – главное молитвенное правило для мирян, текст на каждый день и толкования

Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян

Серафим Саровский является важной фигурой в сонме святых, которые почитаются Русской православной церковью. Его жизнь была проведена под девизом «Только к Богу стремиться», поскольку он все свои дни тратил на то, чтобы приблизиться к Небесному Отцу и стать поистине горячим христианином. При жизни он был мудрым наставником для многих, к нему обратившихся людей, а после смерти продолжает помогать людям, выступая их ходатаем перед Господом Богом.

Важность повеления Серафима Саровского

Почему православным христианам необходимо знать о жизни Серафима Саровского и, более того, выполнять его повеления? Для этого надо знать, что за человек был старец и как прошла его жизнь.

Другие статьи о Серафиме Саровском:

Родом Прохор Исидорович (имя, полученное при рождении мальчиком) был из богатой семьи купцов, которые несмотря на свое положение и состояние, заботились о своей душе и всячески помогали церкви. Его отец спонсировал строительство Сергиево-Казанского собора в городе Курске, так что мальчик с рождения был близок к церкви.

В детском возрасте Прохор пережил чудесное исцеление — он тяжело заболел в 10 лет и был исцелен после того, как его мама вынесла его в толпу людей, которая совершала крестный ход с иконой Богородицы. После этого юноша стал все чаще посещать богослужения и принял решение связать свою жизнь с Господом. Он совершил несколько паломничеств, жил в аскезе всю жизнь, несколько лет был столпником. Его жизнь — это пример горячего и самоотверженного посвящение Творцу.

Важно! Главная характеристика жизни Серафима Саровского — его безраздельная любовь к Господу и полное нивелирование собственных желаний и хотений.

Он является хорошим примером для современных христиан отказываться от множества благ земных, которые отвлекают от главного — от пищи духовной. Старец проводил большую часть своей жизни в аскете, питаясь одной травой и живя то в лесной избе без всяческих благ, то в аскетичной келье монастыря. Жизнь святого — это полная аскеза и посвящение Богу. Он проводил свои дни в молитвах и является примером невероятной воли, когда, отказываясь от богатства и благ, человек сознательно выбирает аскетичную жизнь с Господом.

Молитвы святому старцу:

Каждый христианин должен понимать, на примере святого Саровского, что жизнь закончится и все богатства, и блага останутся в прошлом, вечна лишь душа, которая должна быть в единстве с Творцом. Именно поэтому важно ежедневно уделять время общению с Ним и регулярно молиться, и выполнять молитвенное правило.

Для чего необходимо молитвенное правило

Пребывание в молитвенном общении можно сравнить с зарядкой. Кто-то делает ее время от времени, заставляя себя, понимая, что это необходимо ради здоровья, а другие нашли в этом радость и уже не представляют другой жизни.

В течение дня воцерковленный христианин живет внимательной жизнью, проверяя свои действия, насколько они угодны Богу. Намного легче укреплять свою духовную жизнь православным, имеющим своего духовного наставника, который будет направлять и укреплять в вере через чтение молитвенного правила. Святые угодники знали о слабости духа человеческого, поэтому написали правила для молитв как полные, так и краткие, чтобы человек в любое время мог пребывать в присутствии Божьем.

Примером молитвенника может служить Серафим Саровский, познавший радость и важность общения с Господом еще с детства.

Важно! Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян — свод утренних, дневных и вечерних воззваний к Творцу, помогающих прожить день в духовной чистоте.

Православная Церковь чтить память святого Серафима 15 января, день смерти преподобного, и 1 августа, в этот день были обретены мощи святого.

Многие православные миряне взяли за основу своей духовной жизни молитвенные правила, составленные преподобным старцем, который на протяжении своей жизни был известен, как смиренный молитвенник.

Как читать молитвенное правило

Всех своих учеников, которые следовали за ним, паломников, которые приходили за благословением, и последователей, которые уже многие годы читают труды Саровского, старец учил одному — проводить регулярно время в общении с Богом, молиться и читать утренние и вечерние правила.

Статьи о других молитвах:

Святой советовал молиться каждый день, непременно с утра, начиная новый день с благословения. Если для христианина важен и необходим Господь, разве он не найдет времени для разговора со Всевышним?

Преподобный Серафим Саровский рекомендовал всем поступать следующим образом:

Встав утром, умывшись и одевшись, перед красным уголком, с зажженной свечой перед образами читать молитвенное утреннее правило. Оно состоит из:

«Отче Наш» — читается три раза;

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Богородице Дево, радуйся Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, Яко Спаса родила еси душ наших.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна и воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

  • В течение всего дня, занимаясь работой или делами по хозяйству, постоянно повторять про себя «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного/ую». Это можно делать вслух или про себя, в зависимости от окружения.
  • Перед принятием обеда следует повторить полностью утренние молитвы. Лучше всего делать это вслух в тихом месте. Если такой возможности нет, можно молиться про себя.
  • В течение остатка дня, после обеда, человек должен произносить вслух или про себя следующие слова «Пресвятая Богородице, спаси меня грешного/ую» и продолжать делать это до отхода ко сну.
  • Перед сном повторить утренние молитвы полностью и осенить себя крестным знамением.

Совет! Святой Серафим рекомендовал делать это регулярно, каждый день, тем самым посвящая свое сознание полностью Богу и не забывая про Него ни на минуту. Если работа человека не позволяет ему постоянно повторять молитвы, то это можно делать в свободные минуты отдыха.

Старец Саровский говорил, что, молясь ежедневно таким образом, можно достигнуть совершенства христианского, насколько это возможно для грешного человека.

Все потому, что эти молитвы утреннего правила представляют собой основу православной веры:

  • первая дана Иисусом Христом и Самим Господом;
  • вторая принесена с неба Архангелом Михаилом Деве Марии;
  • третья включает в себя все основополагающие догматы православной веры.

Проговаривая их каждый день осмысленно, полностью погружаясь в смысл, можно расти духовно, постепенно меняясь и достигая действительно высокого роста духа.

Молитвенное правило прп. Серафима Саровского

Отче наш. Молитва Господня *

(Прочесть трижды в честь Пресвятой Троицы)

Отче наш, Иже еси на небесе́х! Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь; и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим; и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.

Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Богородице Дево, радуйся

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

Перевод: Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Символ веры

Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша; нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася; Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскре́сшаго в третий день, по Писанием; и восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца; и па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов. Ча́ю воскресе́ния мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.

Перевод: Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено; Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком; Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими). И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца; И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца. (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков. (Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. Исповедую одно Крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Истинно так.

Иисусова молитва

(Читается тихо во время работы, дома или в пути до обеденного времени)

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́, гре́шнаго (или грешную).

Или кратко: Г ́осподи поми́луй.

Молитва Пресвятой Богородице

(Читается после обеда и до отхода ко сну)

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ мя гре́шнаго (ую).

* Пояснение к правилу

Прп. Серафим Саровский преподавал следующее молитвенное правило:

«Восставши от сна, христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает:
— молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы,
— потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» также трижды и
— Символ веры единожды.
Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван.
Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает Иисусову молитву: «Господи Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя гре́шнаго (ую)», а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: «Господи поми́луй», и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо: «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ мя гре́шнаго (ую)», и это пусть продолжает до самого сна.
Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, прп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: «всякий, кто призовет имя Господне, спасётся».

Читайте также:  Святая великомученица Варвара: пример христианской жизни, кем почитается и в чём помогает

Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян

Приболев, бабушка только приговаривала, мол, помолюсь батюшке Серафиму, — он поможет. О своем помощнике и заступнике набожная старушка не рассказывала. Боялась, что начну пересказывать услышанное в школе, а мы росли в период атеизма.

Когда гонения на церковь прекратились, бабушка советовала обращаться к преподобному. Она считала, что он в самых разных делах помощник. В бабулином календаре отмечены и две даты: 15 января старец предстал перед Господом, а 1 августа обретены его мощи.

Бабушка пробудила во мне интерес побольше узнать о преподобном, который всю свою жизнь провел в служении Богу. Старец уверял, что спасется всякий, кто призовет имя Господа. Ежедневная и постоянная молитва — это и есть разговор с Отцом небесным. Беседа ведется по определенным правилам. Одно из них — правило Серафима Саровского.

Молитвенное правило Серафима Саровского

Как и кому помогает

Всем, кто с искренним сердцем и чистыми помыслами обращается к Господу нашему, даруется то, с чем мы обращаемся в этих просьбах. Исцеление от болезней, обретение душевного покоя, исполнение желаний. Ведь произнесенные с верой слова обладают особым свойством, а Господь всемилостив. Батюшка Серафим говорил, что все, кто регулярно общаются с Богом, достигнут христианского совершенства.

Правила чтения

Еще при жизни старца паломники шли к нему. Люди признавались, что не всегда могут сходить в храм. Батюшка советовал им завести за правило обращаться к Богу в течение дня. Этот совет мы знаем как молитвенное правило Серафима Саровского для мирян.

Проснувшись, перед иконой прочитать основные молитвы:

  • «Отче наш» (обращение Пресвятой Троице) трижды;
  • песнь «Богородице дево, радуйся» трижды;
  • «Символ веры» один раз.

Повседневные дела можно перемежать общением с Господом. По дороге, на службе до обеда негромко произносите: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (-ую). Если рядом есть посторонние, говорите мысленно «Господи помилуй».

Перед обедом и перед сном утренние молитвы снова повторите. Выполняя работу, до сна обращайтесь к Богородице «Спаси мя грешнаго (ую)». Начинайте молиться, перекрестившись.

Текст молитвы

«Отче наш» — основополагающая. С ней мы доверительно обращаемся к небесному Отцу в разных жизненных ситуациях.

Песнь «Богородице дево, радуйся». Матерь Божья является небесной заступницей для всех верующих. Хвалебное воззвание помогает справляться с невзгодами, приобщаться к радости.

«Символ веры» — краткое изложение основ православной веры. Каждая из 12 ее членов содержит один из догматов православия.

Что такое Серафимово правило

Биография

Прохор родился в 18 веке в семье богатого курского купца Мошнина. Глубоко верующие родители и сыновей воспитывали в христианских традициях. Когда 17-летний юноша решил отправиться в Киево-Печерскую лавру, мать благословила его. Женщина была уверена, что Богоматери она обязана чудесным исцелением сына после падения его с колокольни.

Из Киева путь Прохора лежал в Саровскую пустынь. Прослужив там, он стал иноком и получил имя Серафим. Монах вел аскетичную жизнь в уединенной келье в молитвах. Скудную пищу собирал в лесу да в огороде, который развел рядом.

Преподобный возродил старчество на Руси, много лет проведя в молчании. Известен и как столпник: молился по ночам на валуне, возводя руки к небу. Еще при жизни стал известен как целитель и прозорливец. Предсказал страшные испытания для России и ее возрождение в качестве сильной державы. В начале 20 века канонизирован по инициативе Иоанна Кронштадтского и императора Николая II.

История появления

Преподобный долгие годы был покровителем Дивеевской женской обители. Он оставил молитвенное правило для сестер монастыря. Утром прочесть правило как для мирян (Правильце), другие утренние молитвы. Выполнение послушания не могло мешать чтению.

С обеда и до ночи батюшка рекомендовал читать «Владычица моя Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед сном — Правильце и молитвы на сон грядущий.

Вечернее правило Дивеевского женского монастыря:

  • 12 избранных пустынниками псалмов;
  • помянник;
  • поучение;
  • по 100 поясных поклонов с молитвами: «Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас грешных!», «Владычица наша Пресвятая Богородице, спаси нас грешных!» и «Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас грешных!»;
  • повторить Правильце.

Другие молитвы преподобного Серафима

Примерно в 7-8 веке было известно Богородичное молитвенное правило. Оно помогало в болезнях, несчастьях. На некоторое время это правило ушло из обихода. Вернул эту сильную молитву Саровский старец.

Нужно произнести «Богородице дево, радуйся» 150 раз в сутки. После каждого десятка следует читать «Отче наш» и «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице». Затем идет тропарь в соответствии с одним из событий в ее жизни.

В Дивеевской обители прихожане с Песнью шествовали вокруг храма по благословению старца. Жива эта традиция и сегодня. Ведь в монастырь едут многочисленные паломники, чтобы поклониться мощам преподобного, пройти по Богородичной канавке, набрать святой воды из источника.

При жизни батюшка помогал всем, кто обращался к нему. Не забывает и сейчас приходящих с верой, глубоким упованием. Поэтому в каждом храме есть икона преподобного, существует несколько молитв для общения с ним.

Одна из основных «Молитва Серафима Саровского на каждый день» (О пречудный отче).

Часто обращаются к старцу больные в прошении помочь победить недуг (Об исцелении и здравии).

Покровительствует святой в делах семейных. Всем девушкам, кто не нашел своей половинки после 30 лет, помогает выбрать достойного супруга. (О любви и замужестве).

С какими-либо проблемами мы не справляемся в одиночку. Тогда всякий христианин молится преподобному о помощи в делах и удаче.

Торговые люди чтят покровителя и обращаются с Молитвой батюшке Серафиму о хорошей торговле и удаче в денежных делах.

Рассказывают и такую историю. В 1928 году грозил арест одному старцу. И вот является к нему Серафим Саровский, велит записать текст молитвы Богородице «Всемилостивая» и всегда читать ее. 18 лет каторги выдержал старец.

Утренние

Проснувшись, встаньте перед иконами, перекрестившись, читайте «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Потом внимательно, не спеша произносите молитвы:

  • мытаря (стих 13. глава 18, Евангелие от Луки);
  • Предначинательная;
  • Святому Духу (дважды);
  • Трисвятое (трижды с крестным знамением и поклоном);
  • ко Пресвятой Троице (трижды);
  • Господня;
  • Тропари Троичные;
  • ко Пресвятой Троице (с поклонами);
  • Псалом 50;
  • Символ Веры;
  • Первая, святого Макария Великого;
  • Вторая. святого Макария Великого;
  • Третья, святого Макария Великого;
  • Четвертая, святого Макария Великого;
  • Пятая, святого Василия Великого;
  • Шестая, Василия Великого;
  • Седьмая, Богородице;
  • Восьмая, ко Господу Нашему Иисусу Христу;
  • Девятая, к Ангелу хранителю;
  • Десятая, ко Пресвятой Богородице;
  • Призывание святого, имя которого носишь;
  • Песнь Богородице;
  • Тропарь Кресту и молитва за Отечество;
  • о живых (с поклонами);
  • об усопших (с поклонами);
  • окончание молитв.

Вечерние

Перед сном мы снова встаем перед иконами и обращаемся к Господу. Зажгите свечу, забудьте о суете мирской.

Слова молитв одна за другой пойдут из вашего сердца:

  • Предначинательная;
  • Святому Духу (дважды);
  • Трисвятое (трижды с крестным знамением и поклоном);
  • ко Пресвятой Троице (трижды);
  • Господня;
  • Тропари;
  • 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу;;
  • 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • 3-я, ко Пресвятому Духу;
  • 4-я, святого Макария Великого;
  • 5-я, (Господи Боже Наш, еже согрешивших в дни сем словом. );
  • 6-я, (Господи Боже Наш, в Него же веровахом. );
  • 7-я, святого Иоанна Златоуста (24 молитвы по количеству часов);
  • 8-я, ко Господу Нашему Иисусу Христу;
  • 9-я, ко Пресвятой Богородице, Петра Студийского;
  • 10-я, ко Пресвятой Богородице;
  • 11-я, ко святому Ангелу хранителю;
  • кондак Богородице;
  • молитва святого Иоанникия;
  • мол-ва святого Иоанна Дамаскина;
  • Честному Кресту (перекрестившись);
  • Ослаби, остави, прости, Боже. ;
  • Нненавидящих и обидящих нас прости, Боже. ;
  • исповедание грехов повседневное;
  • на отход ко сну.

Очистите помыслы свои и сердце перед перед молитвой, тогда ваша душа наполнится любовью, и Преподобный вас не оставит.

Видео

Видео рассказывает, как проходит праздник Успения Богородицы в Дивеево.

Краткое молитвенное правило Серафима Саровского для мирян

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

День каждого православного христианина начинается и завершается молитвой. Верующий человек так же обязательно произносит молитвы:

  • перед тем, как сесть за стол;
  • перед тем, как приступить к работе;
  • по завершении дела.

Содержание страницы

Содержание правила

Молитвы, отобранные для конкретных случаев, собранные в устоявшемся порядке, называются «правилом». В самом слове содержится указание на обязательность этого чтения : на то и правило, чтобы его исполнять!

Утреннее

Пробудившись и встав с кровати, следует прочесть:

  • «Отче наш» (3 раза), в честь Святой Троицы.
  • «Богородице, Дево, радуйся» (3 раза).
  • Символ веры.

Преподобный Серафим Саровский считал непрестанную молитву первой необходимостью для любого человека.

Полезные материалы

Однако, некоторым людям, в особенности, новоначальным христианам, запоминать обширные тексты на церковнославянском языке довольно сложно. Учитывая это, святой составил краткое правило для людей, живущих мирской жизнью.

Исполняя сугубый молитвенный подвиг, прп. Серафим молился 1000 дней и ночей на камне в лесной глуши.

В него вошли молитвы, тексты которых известны всем православным воцерковленным христианам. В силу краткости и общеупотребительности, их несложно запомнить. Тем не менее, регулярное их чтение святой почитал делом в высшей степени душеполезным. Эти молитвы иногда называют еще «Серафимовым правилом».

Если такой возможности нет, например, вокруг люди, то следует просто повторять про себя сокращенный ее вариант: «Господи, помилуй!»

Перед самым обедом следует повторить молитвы из утреннего правила.
После того и до самого вечера нужно произносить «Пресвятая Богородица, спаси мя, грешного! Если есть возможность остаться наедине с собой, то можно повторять: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».

Вечернее

  • «Отче наш» (3 раза), в честь Святой Троицы.
  • «Богородице, Дево, радуйся» (3 раза).
  • Символ веры.

Полные тексты молитв, которые преподобный Серафим благословлял читать в течение всего дня

Ниже приведены полные тексты молитв краткого молитвенного правила для мирян.

Молитва

Песнь Богородицы «Богородице, Дево, радуйся!»
«Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших» (3 раза)

Символ веры
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже
от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и
воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже
Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых,
и жизни будущаго века. Аминь». (1 раз)

Днем, до обеда

Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Или просто повторять в уме: «Господи, помилуй».

После обеда

«Пресвятая Богородица, спаси мя, грешного».
«Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя, грешного».

Перед сном

Повторить утреннее правило.

Богородичное правило

Широко известно молитвенное правило, получившее название «Богородичного». Не нужно путать его с краткими молитвами для мирян, которые благословлял святой Серафим. Правило это в общем виде состоит из молитвы «Богородице Дево, радуйся», повторяемой 150 раз. После каждых 10 молитв читается по 1 разу «Отче наш» и «Милосердия двери». Также через каждые десять молитв добавляют прошения, соответствующие этапу в земной жизни Пресвятой Богородицы. Таким образом, вспоминают всю земную жизнь Царицы Небесной.

Ниже приведено полное Богородичное правило, которым молился священномученик Серафим (Звездинский). Сегодня Богородичное правило широко распространено в таком виде.

Молитва

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (Читается ежедневно 150 раз).

После каждого десятка надо читать по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери».

Читайте также:  Житие Сергия Радонежского: краткое содержание, написать житие по главам, как написано описание

После каждого десятка читаются дополнительные молитвы:

Первый десяток.
Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.
О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников), а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей.

Второй десяток.
Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви.
О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена).

Третий десяток.
Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.
О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена).

Четвертый десяток.
Вспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветою. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.
О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих(имена).

Пятый десяток.
Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.
О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися.

Шестой десяток.
Вспоминаем Сретение Господне, и пророченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через страшные мытарства.
О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства.

Седьмой десяток.
Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей.
О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей.

Восьмой десяток.
Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.
О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву.

Девятый десяток.
Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды.
О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали.

Десятый десяток.
Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние.

Одиннадцатый десяток.
Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.
О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.

Двенадцатый десяток.
Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.
О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.

Тринадцатый десяток.
Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».
О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем.

Четырнадцатый десяток.
Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.
О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину.

Пятнадцатый десяток.
Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла, покрывая их Честным Своим Омофором.
О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором.

Если не получается исполнить

Если же по каким-то причинам строго придерживаться этого правила не получается, святой Серафим советовал таким людям просто читать эти молитвы про себя при всяком удобном случае: находясь в пути, лежа в постели, делая какую-либо монотонную работу руками и так далее.

Правило

В свое время я входил в Церковь, как входит в ножны заржавевший клинок. Со скрежетом, сопротивлением внешним и внутренним, болью от разрывающихся связей и ломающихся стереотипов. Первое время я молился своими словами. Потом вдруг почувствовал, что мне их не хватает, чтобы выразить перед Богом состояние своего сердца. Я купил молитвослов и начал молиться понемногу, как младенец, который учится ходить.

Я брал из утреннего и вечернего правила самые короткие молитвы и читал их по две-три. Через несколько недель менял их на другие. Но постепенно мои несмелые и неуклюжие шажки становились увереннее, я все больше окунался в мир молитвы. Первым настоящим потрясением для меня стало открытие покаянного канона «Воду прошед, яко сушу». Молитва изменяла меня и все вокруг меня.

Молитвенное правило. Как от этих слов веет миром и постоянством, спокойствием и кротостью! Сколько трудов было положено в период студенчества, чтобы хоть как-то молиться! Где только не приходилось молиться в общежитии! На кухне, на балконе, в лесу, в комнате самоподготовки, под лестницей. Молитва в транспорте вообще стала обычным делом. Все это совершалось по необходимости, за неимением других возможностей. Спокойно помолиться в одиночестве было редким удовольствием.

В многодетной семье уединенная молитва — все тот же удел ночи. Нужно дождаться, когда все уже спят или пока еще спят. Тогда никто не мешает своими криками и беготней, молчит телефон, и никакие дела не отвлекают.

Бывает, слышишь от прихожан, что, мол, ежедневное правило им наскучило, что сердце не отзывается на слова молитвы. При этом обычно просят разрешения заменить вечерние и утренние молитвы чтением Псалтири или еще чем-нибудь.

Я вполне понимаю это состояние. Я, как и все, бываю временами чрезмерно занят, холоден, уныл, когда молитва воспринимается как тяжкая повинность. Тогда слова молитвы сжимаются до правила преподобного Серафима Саровского, и я добровольно ставлю себя в строй с неграмотными и больными, для кого в первую очередь преподобный Серафим это правило и преподал. И еще ни разу не было такого, чтобы при прочтении этого минимального правила я ощутил хоть малую толику того состояния, которое бывает (к сожалению, тоже не всегда) при прочтении полного молитвенного правила.

Почему иногда нам столь тягостно бывает правило? Временами молиться легко и приятно, словно сам ангел хранитель подвигает нас на молитву, а временами представляется она нам тяжелейшим делом. Отчего так происходит, и у всех ли бывает такое омрачение? Оказывается, бывает у всех. Преподобный Макарий Великий так говорит об этом: «Изменения в каждом бывают, как в воздухе». И еще: «И со стоящими в чине чистоты случаются всегда падения, как случается с воздухом охлаждение, и без того, чтоб они были в нерадении и разленении, а напротив — когда шествуют по чину своему, случаются с ними падения, противные цели их стремления» [1] .

Итак, в каждом из нас случаются изменения. Причины этого бывают разными, а порой даже и не поймешь, что за причина. В основном это леность, праздность, нерадение, невнимательность. Бывает и бесовское искушение. После дня, проведенного без единой мысли о Боге, встать на молитву — подвиг. Если добавить к этому еще усталость, накопленную за трудовой день, то подвиг становится пугающим. Мы все прекрасно знаем, какой должна быть молитва: внимательной и не рассеянной. Чтобы молитва была такой, нужно умственное и сердечное напряжение. Нужно собрать ум воедино и пропустить каждое слово молитвы через сердце, а это труд, подъять который отказывается наша душа. Уже одиннадцать часов вечера, завтра рано вставать на работу, и кажется, что и ноги, и сердце пронзительно визжат: «Правило! Правило Серафима Саровского — и в постель!» И ты сдаешься.

В чем главная ошибка молящегося? В том, что мы ожидаем «молитвенного настроения»

В чем же главная ошибка молящегося? В том, что мы ожидаем «молитвенного настроения». Ждем, когда нам будет охота молиться. Но если в духовной жизни все время ждать «охоты», где же тогда будет усилие, о котором говорит Христос (Мф. 11: 12)?

И в самом деле: из всех духовных действий самое трудное — это молитва и активное воздержание, причем второе невозможно без первого. Трудно молиться, а еще труднее молиться так, чтобы молитва имела плод, о котором говорит апостол Павел в послании Галатам (5: 22-23). Часто мы произносим молитву, но она становится пустоцветом и не приносит плода из-за ошибок в молитвенной практике. Давайте попробуем вместе проанализировать некоторые самые распространенные ошибки.

Первое. К молитве нужно готовиться. Что это значит? Нельзя сразу встать от светского фильма, какого-либо развлечения или суетного дела и начать молитву, как в заросли тростника врубаться с мачете. Нужно «остыть» от кипения дневных страстей. Помните, как в молитвослове написано перед началом утренних молитв: «дондеже утишатся вся чувствия…» Хоть пять минут посидеть и вспомнить о своих грехах в прошедший день и воздохнуть из глубины души. Если с кем-то в семье случился конфликт — примириться от всего сердца. Молиться без мира в душе — пустое занятие.

Вообще нужно помнить, что есть величайшая цель всех духовных упражнений — соединение с Богом в Духе, а есть частные цели, которые приводят к главной. Частная цель молитвы — покаяние. Как изумительно говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Покаяние рождает молитву и в сугубом количестве рождается от дщери своей» [2] . Ищущий в молитве покаяния не подвергнется обольщению, так как вспоминает свои грехи и приводится этим в смирение.

Подготовка к молитве должна быть еще и физической. Недаром в расширенных молитвословах написано: «Начати же комуждо правило, кланяяся и по пределы поклоны творити…» То есть перед началом молитв согрей сердце поклонами. Человек устроен таким образом, что тело неразрывно связано с умом и сердцем. Когда ум начинает парить или сильно увлечен чем-либо, тело словно оцепеневает. В то же время, когда мы усиленно увлечены какой-либо физической работой, ум сосредоточен именно на ней. К этому явлению мы еще вернемся, а пока заметим, что предваряющие молитву поклоны с каким-нибудь кратким молитвословием (например: «Боже, очисти мя грешнаго»), призваны очистить ум от парения и возвести к Богу.

Итак, первая ошибка — молитва без соответствующей подготовки.

Вторая распространенная ошибка — поиск в молитве «высоких» состояний сердца. Мы знаем из духовной литературы, что подвижники переживали в молитве неземные состояния, и порой подсознательно стремимся к ним. А потом, не получая их, остываем к молитве.

Главное, на чем нужно сосредоточить свое внимание, — покаянное настроение и концентрация ума на словах молитвы. Каждое слово нужно пропускать через сердце. Это самый тяжелый труд, потому что наш быстродвижный ум так и норовит улететь из оков молитвы и начать слоняться по белу свету.

Как же с этим бороться? Начнем с того, что молитва по возможности должна быть гласной. Необходимо читать молитвы вслух. Человек двусоставен, как мы уже говорили. Молиться должны и тело, и душа. Когда мы слышим слова молитвы, на них легче сконцентрироваться, чем когда просто читаем текст глазами. «Хочешь ли преуспеть в умной и сердечной молитве? Научись внимать в устной и гласной: внимательная устная молитва сама собой переходит в умную и сердечную», — говорит святитель Игнатий [3] . Другое дело, что иногда мы не можем молиться вслух, поскольку этим помешаем другим. Но при возможности нужно избирать молитву гласную, причем произносить слова молитвы следует неспешно.

Однако даже в этом случае внимание начинает рассеиваться. Иногда молящийся начинает понимать в середине молитвы, что отвлекся, а иногда и вовсе сбивается с одной молитвы на другую. Тогда он снова возвращается к началу той молитвы, где ум «убежал», но бывает, и это мало помогает. Что же делать? Снова вспомнить о поклонах. Вот что говорит по этому поводу преподобный Исаак Сирин: «Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом: потому что такая молитва — без души» [4] .

Труд молитвы должны равноценно нести и тело, и душа

То есть труд молитвы должны равноценно нести и тело, и душа. Тело — через поклоны. В основном мы все знаем утренние и вечерние молитвы наизусть, поэтому мы не прикованы глазами к странице. Это дает возможность при отвлечении ума начать совершать поклоны. Земные поклоны несколько отвлекают внимание на себя, поэтому я рекомендую одновременно с чтением молитвы совершать поясные поклоны — до тех пор, пока снова не почувствуете, что внимание удерживается на словах молитвы. Это произойдет после некоторого утомления. А это, в свою очередь, зависит от физических сил каждого человека. Для немощного достаточно положить 3-4 поклона, а для сильного и двадцати может не хватить.

Читайте также:  Житие преподобного старца Амвросия Оптинского и его наставления

Конечно, этот рецепт — не панацея, а просто один из многих способов. Кто-то собирает внимание, когда заставляет себя читать слова молитвы глазами, даже если знает их наизусть, кто-то становится на колени, кто-то крестообразно повергается ниц, кто-то придумывает другие подвиги. Иногда приходится их чередовать. Но цель одна — собрать ум в одну точку, связать его с языком и сердцем и так молиться. Цель — обратить всего себя в уста, славословящие Господа.

Третье. Мы часто не оцениваем результат нашей молитвы, в то время как это самое важное. Результат — цель любого дела. Земледелец сеет не ради процесса сеяния, а ради урожая. Так и мы должны молиться не потому, что так надо, а чтобы получить плод. Каков плод молитвы? Примерно таков: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22-23). И каждый, правильно молящийся, после молитвы ощущает в себе в той или иной степени присутствие этих плодов. Если же ты отошел от молитвы и чувствуешь себя «пустым», значит, молитва была неправильной. Как в математике: в уравнении может быть много разных действий, но после знака «равно» всегда есть результат. Действия духовные также имеют итог. Если же результат равен нулю, значит, все действия были тщетными. Или же все действия в «ноль» обратили рассеянность и невнимательность.

Результат молитвы — тишина помыслов, мир в душе, любовь ко всем без различия, ощущение красоты Божьего мира и каждого человека в частности. Результат молитвы — отсутствие неприязни даже к тем, кто питает к нам вражду. Вот, например, тот же святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из своих сочинений пишет, что в определенный момент видел лица своих врагов «как лица ангелов». Вот это — результат внимательной и глубокой молитвы, когда молитва своим действием изменяет воззрение человека на окружающий мир.

Результат правильной вечерней молитвы — ослабление ночных мечтаний, возможность контролировать свои помыслы ночью. Результат правильной утренней молитвы — молитвенное настроение в течение дня.

Важно еще иметь в виду, что молитвы имеют разное назначение. Нам всем свойственно в течение дня обращаться краткими молитовками к Богу: «Господи, помилуй», «Господи, благослови», «Слава Тебе, Господи» и т.д. Мы пытаемся каждое наше дело совершить с благословением Божиим и испрашиваем Его помощи нам, и это хорошо и нормально. Отцы говорят, что в широком смысле молитвой можно назвать и чтение духовных книг (а особенно Священного Писания), и богомыслие, и страх смертный, и сокрушение о своих грехах. Во время таких действий мы вроде бы и не возносим прямого прошения Господу, но душа словно настраивается на молитвенный лад.

Однако все эти благочестивые движения сердца и ума стоит все же отличать от той молитвы, которую мы наедине возносим к Богу. Молитвы в течение дня носят, скорее, характер «оградительный». Они нужны для того, чтобы за работой, делами и встречами мы не забывали о Боге, чтобы не осуетился ум, чтобы, наконец, сохранить нас от демонских искушений. А домашнее (или «келейное») молитвенное правило — это уже уровень «созерцательный». Оно поставляет молящегося пред Господом на судилище своей совести. Глубокая и внимательная молитва дома обнажает тайники совести молящегося, причем очам сердца открываются с особой силой все погрешности, допущенные прошедшим днем или ночью. Молитвы в течение дня по своему характеру никак не могут сравниться глубиной с келейными, поскольку нас постоянно отвлекают житейские дела и общение.

Если иметь это в виду, то начинаешь совсем по-другому смотреть на домашнее «правило». Оно становится уже для человека не «прАвилом», а «правИлом», которое выпрямляет все перекосы, накопленные за день. Можно привести простую аналогию из современного мира. Во время работы компьютера накапливается множество мусорных файлов и ошибок в реестре системы, которые тормозят работу всех программ. Тогда нужно «почистить» компьютер и запустить отладку реестра. У нас все схоже. Всевозможные грехопадения и суета точно так же повреждают нашу душевную организацию, а келейное правило очищает нас от «мусорных» помыслов и настраивает на нужный лад. Поэтому человек, который из-за мнимой нехватки времени вычитывает утренние или вечерние молитвы на ходу, в транспорте по дороге на работу или домой, мало того что обманывает себя, но, что гораздо хуже, сам себя окрадывает. Он низводит созерцательную молитву на уровень коротеньких молитовок, которыми мы себя ограждаем во время работы. Получается, что он дома никак не молится, потому как ему «времени нет», и на улице молится кое-как.

Результат оскудевшей молитвенной жизни не заставит себя долго ждать: всеобщее расслабление в духовном, попущение все больших грехов, сердечное окаменение и нечувствие, тотальное погружение в земное

Результат такой молитвенной жизни не заставит себя долго ждать. Грех будет накапливаться как снежный ком. Всеобщее расслабление в духовном, попущение себе все больших и больших грехов, сердечное окаменение и нечувствие, тотальное погружение в земное. Такой человек или попущением Божиим впадает в различные искушения для пробуждения от греховного сна, или со временем совершенно удаляется от Церкви.

Однако не нужно думать, что скорби посещают только нерадивых молитвенников. За усердные молитвы враг рода человеческого может нападать с особой яростью, сплетая искушения возле нас. «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8: 37). И получивший благодать во время молитвы готов на все, лишь бы снова войти в то же состояние: «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8: 38-39).

У нас почему-то бытует мнение, что только Иисусова молитва сообщает благодать и умиление. Однако если исихастская молитва — удел далеко не всех, то внимательный трезвенный ум во время правила — это норма христианской жизни, к сожалению, уже почти повсеместно утраченная. Мы как-то снисходительно смотрим на правило, часто не понимая, какое сокровище держим в руках. Чем удобно правило? Тем, что мы знаем его наизусть, изучили все стилистические обороты речи, каждое слово прочувствовали. При чтении других молитв, канонов или акафистов бывает, что внезапно споткнешься о сложное для понимания выражение и не знаешь, то ли выяснить, что оно значит, то ли продолжить молитву, не понимая. С правилом такого нет. Оно все — свое, родное.

Иногда думается: как же начать наконец жить по заповедям? Посещаешь святые места, пытаешься молиться по четкам и т.д. Однако начало всему — малозаметное смиренное правило. Оно как духовная нить, на которую как жемчуг нанизываются остальные подвиги христианства: трезвение, непрестанная молитва, борьба с помыслами. Оно порой кажется нам незначительным делом, но нас поправляет Христос Спаситель: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16: 10).

Молитвенное правило Серафима Саровского

Главная » Особо почитаемые » Серафим Саровский » Молитвенное правило Серафима Саровского

Скачать файлы:
“Молитвенное правило Серафима Саровского”

Краткое молитвенное правило Серафима Саровского

Многие, приходя к о. Серафиму, жаловались, что они мало молятся Богу, даже оставляют необходимые дневные молитвы. Иные говорили, что делают это по безграмотству, другие – по недосугу. О. Серафим завещал таким людям следующее молитвенное правило:

“Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

– молитву Господню: Отче наш – трижды, в честь Пресвятой Троицы,

– потом песнь Богородице: Богородице Дево, радуйся – также трижды,

– и, наконец, Символ веры: Верую во единаго Бога – единожды.

Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную; а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только это: Господи, помилуй и продолжает до обеда.

Пред самым же обедом пусть совершает вышепоказанное утреннее правило.

После обеда, исполняя своё дело, всякий христианин пусть читает также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго, и это пусть продолжает до самого сна.

Когда случится ему проводить время в уединении, то пусть читает он: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго или грешную.

Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает вышепоказанное утреннее правило, т. е. трижды Отче наш, трижды Богородице и однажды Символ веры. После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением”.

“Держась этого правила, – говорил отец Серафим, – можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы – основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры.”

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на хотьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Святого Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Молитвы для правила

Молитва Господня: Отче наш

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

Молитва: Богородице Дево, радуйся

Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою:
благословенна Ты в женах,
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва: Символ Веры

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,
Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес
и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Святые России: Святые Угодники Божии России, житие, иконы, молитвы, акафисты, дни поминовения, чудеса, места почитания.
Copyright ©2012. Материалы сайта могут копироваться и распространяться любым способом, но мы будем благодарны, если Вы поставите ссылку или баннер на наш сайт.

Ссылка на основную публикацию