Житие святой преподобной Марии Египетской
Уже много веков верующие почитают преподобную Марию, заступницу всех кающихся грешников. Житие святой Марии Египетской — пример совершенного изменения человека благодатью Божией и силой покаяния. Преподобная мать начинала свою жизнь с полного погружения в разврат. А закончила, настолько вознесшись своим духом над телом через подвиги аскезы, что могла ходить по воде и подниматься на воздух, и скорее уже походила на ангела, чем на существо из плоти и крови.
Житие преподобной Марии
Родилась святая в V веке в провинции Египта. Будучи еще двенадцати лет, Мария сбежала из дому и отправилась в столицу Александрию, с совершенно осознанным желанием нечистой, разгульной жизни.
В молодости будущая пустынница была очень красива, привлекала многих мужчин и очень полюбила разврат и блуд. «Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей» — расскажет о своем греховном прошлом сама преподобная.
Переломный момент, положивший конец этой безобразной жизни и начало новому житию, произошел в Иерусалиме. В те дни множество верующих отправлялись из Александрии в Святой Град, на поклонение Честному Кресту Господню. Среди них оказалась и Мария. Однако, ее мысли в те дни были весьма далеки от благочестия. Всю дорогу до Иерусалима, она провела, соблазняя паломников.
Сойдя на берег, Мария увидела, как толпа народа двинулась к храму Гроба Господня, и пошла вместе с ними, но не смогла войти в святое место. Какая-то невидимая сила отталкивала ее от ворот. Мария пыталась войти снова и снова, но вход для нее был закрыт.
Тогда и произошел полный переворот в душе великой грешницы. Мария в один момент осознала свою вину перед Богом, раскаялась и оставила прошлую жизнь. Над воротами был образ Богоматери с младенцем. К Ней будущая преподобная и обратилась со слезами и горячей молитвой. Мария просила Пресвятую деву позволить ей поклониться святыне, обещала изменить свою жизнь навсегда. После этой молитвы, вход открылся, и раскаявшаяся грешница смогла войти в храм без препятствий.
С этого дня начался ее путь к святости. Как прежде она всей душой отдавалась греху, так теперь безоглядно устремилась к покаянию. Исповедавшись и причастившись, Мария, не откладывая, направилась в пустыню за Иордан. Когда она шла туда, пошатываясь, с заплаканным лицом, какой-то человек подал ей милостыню — три монеты, на которые Мария купила три хлеба. Ими она, чудесным образом, питалась долгие годы. Всего святая провела в пустыне 47 лет.
Молитвы ко святой:
Годы пустынножительства
Первые 17 лет преподобной матери пришлось напряженно бороться со страстями и искушениями. Ровно столько же времени, сколько прежде она жила во власти греха. Как рассказывала Мария, незадолго до своей кончины, все эти годы ее навязчиво преследовали мысли о прошлых пороках. Когда она ела, вспоминала роскошные трапезы. Когда пила воду, хотела вина. То и дело в ее душе, против воли, пробуждались прежние нечистые страсти.
Но Мария не сдавалась. Каждый раз, когда приходило искушение, она начинала молиться Богу, и, сколько бы искушение не длилось, в конце концов, молитва побеждала, и в душе преподобной наступал мир.
Так святая подвижница провела 17 лет из 47, выдержав бессчетное множество тяжелейших искушений и ни разу им не поддавшись. Наконец, в награду за эти подвиги, Бог послал ей полное бесстрастие и явную святость еще при жизни.
Свидетелем ее святости стал старец Зосима, единственный человек, которого Мария встретила за полвека своего отшельничества.
Преподобная Мария и старец Зосима
Со встречей этих двух святых, связано еще одно чудо. Как повествует житие, однажды, иеромонах Зосима молился у себя в келье и подумал о том, не является ли он самым лучшим иноком своего времени. Ответ на это дал ему ангел. Внезапно появившись перед монахом, небесный воин велел ему идти в обитель на берегу Иордана и обещал, что там Зосима встретит подвижников, которые намного превосходят его строгостью жизни.
Читайте о других православных подвижницах:
В этом палестинском монастыре иноки действительно жили по очень строгому уставу. Ежегодно, во время Великого поста, они отправлялись в пустыню, почти не взяв с собой пищи, и подвизались там несколько недель, каждый поодиночке. Благодаря этой традиции, священник Зосима и познакомился с преподобной матерью Марией, а после ее смерти, открыл людям историю этой великой подвижницы.
Встреча их произошла в самой глубине пустыни за Иорданом. Зосима шел уже почти три недели по безлюдной, выжженной солнцем земле, и неожиданно во время молитвы, заметил чью-то тень. Обернувшись, он увидел кого-то, выглядящего очень странно. Тело этого человека исхудало до костей и почернело на солнце, что свидетельствовало о многих годах, проведенных им в пустыне.
Зосима сразу догадался, что это какой-то неведомый подвижник и захотел попросить у него благословение. Заметив монаха, отшельница бросилась бежать и издалека крикнула старцу, что она женщина, и просит Зосиму дать ей какой-нибудь плащ. Причем, к удивлению инока, женщина назвала его по имени. Еще больше старец удивился позднее, когда попросил пустынницу помолиться, и увидел, как она поднялась над землей и все время молитвы стояла в воздухе.
Из разговора с преподобной, Зосима узнал всю историю ее покаяния и духовного преображения. Кроме явного чудотворства святой, его поразило, что, рассказывая о своей жизни, она много цитировала Библию. Притом что, как выяснилось, никогда ее не читала, а «Слово Божие всетворческое» дало ей это знание.
Когда они расставались, подвижница попросила старца через год, в Страстной Четверг, прийти к реке Иордан и причастить ее Святых Христовых Таин. Зосима обещал.
В день их следующей встречи, старец стал свидетелем нового чуда преподобной. Когда он ждал ее на берегу со Святыми Дарами в руках, он увидел, как Мария вышла из пустыни, приблизилась к реке и, перекрестившись, пошла по воде. Таким образом, она и оказалась на другом берегу, рядом с Зосимой.
Вместе они помолились. Мария причастилась, а после, попросила инока прийти еще на одну встречу с ней. В будущий Великий Пост. В то самое место, где они увиделись впервые.
Кончина праведницы
Когда через год Зосима пришел в назначенное место, он увидел Марию, лежащую на песке бездыханной. Ее мощи были нетленными. Возле головы преподобной, он прочел надпись, где была просьба похоронить ее здесь же, в песке. В надписи указывалась и дата смерти подвижницы.
Это был тот самый день, когда она причастилась, из чего старец заключил, что после их прошлой встречи, Мария мгновенно перенеслась вглубь пустыни, на расстояние пути, который Зосима проделал за три недели. И здесь она мирно отошла ко Господу.
Как оказалось, преображенный святостью человек способен повелевать материей и пространством. Эта та самая сила веры, о которой говорится в евангелии. Похоронив преподобную, Зосима вернулся в монастырь и рассказал братии историю великой подвижницы.
Около двухсот лет, ее житие передавалось устно среди насельников обители. Наконец, в седьмом веке оно было записано преподобным Софронием Иерусалимским, известным агиографом, богословом и песнописцем.
Важно! Православная Церковь очень почитает преподобную Марию Египетскую, так как в ней во всей полноте явилась преображающая сила покаяния. Кроме дня ее кончины 1 (14) апреля, памяти этой святой посвящена целая неделя Великого поста (пятая).
На этой недели, в среду вечером, проводится особая служба «Мариино стояние», которая состоит из совмещенного чтения жития преподобной матери Марии и полного покаянного канона Андрея Критского.
В Иерусалиме, рядом с храмом Гроба Господня, построена часовня святой Марии Египетской. На том самом месте, где произошло ее чудесное покаяние. Ей посвящено и множество других храмов.
Среди святых почитается и преподобный старец Зосима. День его памяти 4(17) апреля.
Мария Египетская
Великая святая, явившая необычайный подвиг покаяния. Она является примером исправления, образцом для отчаявшихся в своем спасении грешников. Это – обычная женщина, грешница, которая благодаря внушению Божией Матери раскаялась и принесла великие плоды покаяния. Спустя тысячелетия народ помнит и почитает эту святую.
Распутная жизнь
Родилась Мария в пятом веке Нашей эры в состоятельной семье. Но когда ей исполнилось двенадцать лет, она решила покинуть отчий дом и отправилась в Александрию. Девушка была хороша собой, и диавол легко подтолкнул ее на порочный путь. Постепенно она развратилась окончательно, не брала даже денег. Блудница не помнила ни количество своих партнеров, ни имена их, ни лица.
Часто она голодала, ночевала на улице, потому что не имела постоянного жилья. Таким образом Мария провела семнадцать лет. Однажды она увидела корабль, который отправлялся в Иерусалим. Развратная девица ради чистого любопытства поднялась на корабль. Ей было все равно, куда плыть. У нее не было денег, чтобы заплатить за проезд, тогда она предложила заплатить своей плотью.
Всю дорогу до Иерусалима Мария занималась развратом, соблазняя молодых пассажиров. Когда они прибыли на место, весь народ направился к Храму Гроба Господня. Там находилась святыня – Животворящий Крест Христа. Был праздник – Крестовоздвижение, и весь народ стремился приложиться к святыне.
Мария направилась вместе со всеми верующими в храм. Она ничего не знала про находящуюся там святыню. Но тут произошло чудо, перевернувшее всю ее жизнь. Мария хотела зайти в храм, но неведомая сила выталкивала ее оттуда. Она пыталась проделать это трижды, и три раза не была допускаема. Тогда женщина поняла, в чем дело. На нее нашло прозрение, что в храм не пускали ее грехи. Она упала на пол перед иконой Божией Матери в притворе и оплакала свою греховную жизнь.
Жизнь в пустыне
И только после этого Господь допустил великую грешницу к святыне. Приложившись к Животворящему Кресту, Мария услышала от иконы Богородицы повеление идти в пустыню за Иордан. Там в полном одиночестве женщина провела целых сорок лет. Она претерпевала голод, жару, жажду, ночной холод и страх диких зверей. Но самое большое искушение Мария перенесла от бесов. Они рисовали в ее воображении картины прежней распутной жизни, напоминали греховные песни и вкус вина. Подвижница горячо каялась и оплакивала свою распутную жизнь.
Когда на Марию нападало желание вернуться к прежним грехам, она зарывалась в песок и стояла там долгое время. Одежда на ней истлела от времени. Питалась она сначала хлебом, который взяла в Иерусалиме, а когда он закончился, то колючками и скудной растительностью пустыни. Только Господь знает, как она не умерла от голода и жажды.
Первая встреча с Зосимой
Спустя некоторое время иеромонах Зосима из Иорданского монастыря отправился в пустыню по обычаю во время Великого поста. И внезапно он увидел некое существо. Подумав, что это – подвижник, Зосима бросился догонять его, чтобы взять благословение. Но Мария спряталась за куст, крикнув ему, что она – женщина. Она попросила его бросить ей свою одежду. Зосима бросил ей плащ, она завернулась в него и вышла к нему. Старец попросил ее рассказать о себе. Мария долго не хотела ему поведать о своей распутной жизни, но наконец, согласилась и в подробностях рассказала о своих грехах. Но о своих подвигах в пустыне подвижница не захотела рассказывать. Она сказала только, что неграмотна, не умеет писать и читать. И, несмотря на это, Мария цитировала Священное Писание и святых отцов. Видимо, Ангел в пустыне читал ей Божественные книги.
Когда они молились, Мария поднялась на воздух и так стояла к ужасу Зосимы. Потом она предсказала старцу, что в следующий Великий пост он не сможет покинуть монастырь из-за болезни. Но в Великий Четверг через год она попросила его вернуться на это место, чтобы причастить ее Святых Таин. Он выполнил ее просьбу. Когда он пришел, то недоумевал, как же святая перейдет реку Иордан. Но тут он увидел, как она идет по реке как посуху.
Вторая встреча с Зосимой
Старец причастил ее, Мария попросила его вернуться на то же место ровно через год. И снова перешла реку как посуху. Когда Зосима вернулся туда же спустя год, он увидел святую уже умершей. Рядом на песке была надпись, относящаяся к нему с просьбой предать ее тело земле. Он удивился, вспомнив, что она не умеет писать. Потом он увидел большого льва, приближающегося к нему. Сначала он испугался, но понял, что лев не замечает его.
Лев подошел к телу святой и начал рыть могилу для нее. Старец похоронил в песке ее тело и вернулся в монастырь, где рассказал историю о святой. Это предание передавалось из уст в уста, а в седьмом веке его записал монах Софроний.
Почитание святой
Преподобную Марию почитают как великую святую и помощницу всем кающимся грешникам. Она чествуется как в православной Церкви, так и в католической.
- 14 апреля;
- В пятое воскресенье Великого поста (переходящий праздник).
В Великий пост святая вспоминается как символ победы над блудной страстью. На четвертой неделе поста в четверг бывает служба, которая называется «Мариино стояние». На утрене читается весь канон св. Андрея Критского, который по частям читался на Первой неделе. В течение этой службы читается житие святой. Делается это для ободрения кающихся.
Протоиерей Андрей Ткачев о Марии Египетской
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!
Мария Египетская
Пятая неделя Великого Поста посвящена памяти преподобной Марии Египетской, сумевшей посредством многолетнего духовного подвига проделать путь от великой грешницы до великой подвижницы и угодницы Божией. Такая внутренняя перемена представляет собой самое настоящее чудо, наглядно демонстрирующее нам преображающую силу покаяния, необходимого для всякого человека, стремящегося к единению с Богом.
Жизнь преподобной Марии Египетской, как она сама поведала о том старцу Зосиме, была полна таких постыдных поступков, от которых давно должна была разверзнуться земля, чтобы поглотить ее. Но Господь, желающий спасения каждого человека, ждал ее обращения к Нему, ждал, пока сердце преподобной будет способно откликнуться на Его призыв. И оно действительно отозвалось на этот спасительное обращение, пусть даже спустя семнадцать лет непрестанного блуда и развратного поведения.
Очень часто мы недоумеваем, как Бог попускает некоторым людям, известным своими безбожными и греховными поступками, продолжать безнаказанно жить и дальше творить свои злодеяния. Суды Божии, в отличие от судов человеческих, праведны, и руководствуются прежде всего не жаждой отмщения, а любовью к своему творению, безжалостно терзаемому многоразличными страстями. Христос взошел на Крест, чтобы взыскать все погибшее; Он распростер Свои руки на этом страшном орудии смерти для того, чтобы обнять ими каждого покаявшегося грешника, возжелавшего вернуться в свое Небесное Отечество.
На примере жизни преподобной Марии Египетской Церковь демонстрирует нам поразительную силу христианской веры, сумевшей покорить весь падший и погрязший во зле мир не посредством меча и насилия, а посредством Слова Божиего, таинственным образом преображающего личность всякого человека, отверзшего свое сердце для Евангельского учения.
Блудница, севшая на корабль с паломниками, плывущими в Иерусалим на праздник Крестовоздвижения, с целью совратить их и удовлетворить свою похоть, стала в последствии той, к которой можно безо всяких сомнений отнести слова апостола Павла: «те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11, 38).
Такие глубинные метаморфозы даются очень тяжело – только потом и кровью, так как любая страсть впивается в душу, уязвленного ею человека, наподобие клещей или пиявок, высасывающих из своей жертвы последние жизненные соки. Самое жуткое здесь то, что сама жертва этого не замечает и не чувствует, а даже наоборот, продолжает получать удовольствие от удовлетворения своих опустошающих душу желаний. Паутина греха все сильнее обвивает свою добычу, и так продолжается до тех пор, пока она не перестает сопротивляться и не становится легкой добычей.
Вырваться из тисков порока, постоянно требующего удовлетворения своих растущих аппетитов, без Божией помощи невозможно. Господь, по словам апостола Иоанна Богослова, неустанно стучит в двери нашего сердца, чтобы помочь нам сбросить с себя оковы греха. Надо только услышать этот стук и впустить Бога в свою жизнь. Для преподобной Марии Египетской таким стуком в ее сердце стал Иерусалимский храм, в котором находилось Животворящее Древо Креста Господня. Невидимая сила, не пускавшая Марию подойти и приложиться ко Кресту, заставила ее взглянуть на себя совсем другими глазами – глазами, освободившимися от завесы греха и порока.
То, что она увидела в себе, было настолько неприглядно и ужасно, что она решила оставить в прошлом блудные дела и провести оставшуюся жизнь в покаянии и оплакивании совершенных беззаконий. Это решение было настолько твердым, что преподобная Мария незамедлительно последовала голосу, повелевшему ей отправиться в заиорданскую пустыню, в которой она могла бы обрести блаженный покой. Эти удивительные перемены, произошедшие с Марией после ее горячей молитвы в храме у иконы Пресвятой Богородицы и у Животворящего Креста Господня, не уступают по своей силе перемене, произошедшей с Савлом, шедшем в Дамаск, чтобы преследовать учеников Христовых (Деян.9:1-9).
У каждого из нас в жизни есть свой Дамаск, своя личная встреча с Богом, приведшая нас к вере во Христа и в Его Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В каждом из нас, в той или иной степени, живет какая-либо страсть или грех, опустошающий не только наши сердца и души, но и сердца любящих нас людей. И опять-таки, каждый из нас призван перейти через свой Иордан, за которым нас ждет блаженный покой и вечная жизнь во Христе и со Христом.
Этот переход может занять не один год, а может и не одно десятилетие. Борьба со своими страстями тяжкий труд, требующий искреннего покаяния и не просто измождения плоти, но и перемены образа мышления. Душа, опустошенная грехом, подобна мертвой пустыне, не способной произвести ничего живого. Но это только до тех пор, пока благодать Божия, соприкоснувшись с ней, не оросит ее засохшую землю живой водой и не сделает благоухающим оазисом многочисленных добродетелей.
Преподобная Мария Египетская известна как скорая помощница в борьбе с блудной страстью, тлетворному воздействию которой подвержены и стар, и млад. И дело здесь даже не в возрасте или в физических возможностях, а в испорченном мышлении, находящем себе соответствующую подпитку в различных средствах информации, особенно в Интернете.
Свободные отношения и отсутствие какой-либо ответственности за свое разнузданное поведение, продиктованное похотью, вот идеал современного «продвинутого» человека. Подобная терпимость к страстям, а в данном случае к блуду, является главной причиной увеличившегося количества измен, разводов, а также различного рода половых извращений. Именно поэтому так важно нам прибегать в своей личной молитве к помощи таких великих подвижников, как преподобная Мария Египетская.
Тропарь, глас 8-й:
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со aнгелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.
Кондак, глас 4-й:
Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.
Молитва преподобной Марии Египетской
О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находяшия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва преподобной Марии Египетской
О великая Христова угоднице преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребывающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающыя. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящым утешение, недугующым – исцеление, падшим – возстание, заблуждшым – укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам – заступление и отшедшим от сего жития – вечное упокоение, всем же нам в день Страшного Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии Моего услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.
Православная Жизнь
В Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского Марии Египетской посвящены отдельные тропари. Цельное чтение этого великого воистину духовного произведения на утрене четверга пятой седмицы Великого поста и вовсе названо Марииным стоянием.
Эта утреня, наверное, самая длинная в году. На ней также читается священником еще одно удивительное и поразительное по своему воздействию произведение – житие преподобной Марии Египетской. Преподобный авва Палестинский Зосима лично встречался со святой. В житии преподобной, составленной им, есть следующие строки: «Прошел год, и авва Зосима снова отправился в пустыню. Молясь, он дошел до иссхошего потока, на восточной стороне которого увидел святую подвижницу. Она лежала мертвая, со сложенными, как подобает, на груди руками, лицом обращенная к Востоку. Авва Зосима омыл слезами ее стопы, не дерзая касаться тела, долго плакал над усопшей подвижницей и стал петь псалмы, подобающие скорби о кончине праведных, и читать погребальные молитвы. Но он сомневался, угодно ли будет преподобной, если он погребет ее. Только он это помыслил, как увидел, что у главы ее начертано: “Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери”».
В неделю пятую Великого поста (в этом году 2 апреля по н. ст.) мы празднуем день памяти преподобной Марии Египетской.
Хочется с Божьей помощью задать себе и вам, дорогие братья и сестры, следующий вопрос: «Почему мы так часто на протяжении Великого поста вспоминаем именно эту подвижницу?»
Ответ прост: это один из самых великих в агиографической (святоотеческой) литературе примеров изменения от греховного «минуса» к святому «плюсу».
Ее житие в той или иной мере образец жизни для каждого из нас.
Однажды я возвращался поздним зимним вечером домой на машине. На трассе мне на капот кинулся человек. Он буквально бросился под колеса. Слава Богу, я успел притормозить. Остановился. Трясущийся от холода, очень уставший мужчина залез ко мне в салон. Он говорил о том, что освободился из тюрьмы, ему некуда было идти. Денег тоже не имелось у него. Мужчина шел по дороге, голодный, пока не начал замерзать. В этом замерзании он начал засыпать. Далее почувствовал, что умирает голодной и ледяной смертью. Поняв это, он испугался и взмолился Богу (так он рассказывал): «Боже! Если я тебе нужен, сделай со мной что-нибудь». И тут ему подвернулся я. Мужчина умолял меня что-то с ним сделать, как-то ему помочь и пр. Я взял его жить при храме с условием, что он будет выполнять некоторую работу. Поначалу он действительно старался…
Но позже запил, закутил и ушел обратно в свою «зэковскую» жизнь. Отогрелся, отъелся, ожил и ушел. Грешить дальше… Его жизнь проходила по касательной к моей. Она была для меня, контролирующей его инстанции, словно бы проходящей под стеклом, в аквариуме, разворачивающейся без тайн – просто и ясно. И в этой жизни было понятно, что Бог ему не совсем был нужен. Он не искал Его. Человек желал перевалочной базы, отъестся, отпиться и продолжить грешить. Без никаких изменений. Господь ему даже мешал, был излишним укором совести.
При моем соприкосновении к его жизни он не смог измениться, приблизиться к Богу. Впрочем, кто его знает. Возможно, жизнь при храме уже была для него изменением. Может быть, потом он изменился, когда уже выпал из моего поля зрения. Кто его знает?! Один всемилосердный и вселюбящий Господь.
Но я не уверен, что я не похож на этого человека. Изменяюсь ли я ради Христа?! Я – иерей Божий! Священник «de iure», но являюсь ли я – служитель Престола Божия – не по статусу, но по личному, глубоко сокровенному движению души достойным Царствия Божия? Изменяюсь ли я? И мало того – хочу ли я этих изменений? И когда Господь скажет мне: «Вот это и это отсеки и иди за мной!» – смогу ли я отсечь и пойти?! Я – священник! Или я найду себе сотни логических и рациональных удобоприемлемых оправданий?!
Преподобная Мария Египетская с Божьей помощью изменила себя. Она нашла в себе силы измениться. Из полного падения в полную святость. Из почти абсолютного негатива в почти абсолютный позитив. Такой же человек, как и мы, с таким же телом и душой, и психикой, и нервами. Вот почему она так часто вспоминается в Великий пост.
Она – наш призыв к изменению. Православие – это не просто форма и рабство. Православие – это содержание, жизнь в Духе и свобода. Потому что только любовь, подлинная истинная любовь к Богу и всему сущему есть свободой от рабства вещей и страстей.
Православие – это жизнь и восхождение, постоянная упорная борьба с самим собой. Но для того чтобы начать эту борьбу, это восхождение на личную Голгофу, нужна предельная пронзительная честность к самому себе, то, что святые отцы называли трезвомыслием (трезвением). Не нужно играть в Православие или пытаться использовать его в потребительских целях. Важно понимать, что оно переплавляет душу в золото, достойное Царствия Небесного.
И первый шаг на этом пути – вера, вера в то, что я такой-то (Ф. И. О.) хочу измениться, хочу, чтобы Бог мне помог измениться…
Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.
наш приходской сайт
Неделя 4-ая Великого Поста: прп.Марии Египетской
Вы знаете, о чем молятся преподобной Марии Египетской? Как ей удалось победить свои грехи? Сколько раз в жизни Мария причащалась? Об этом – в нашей статье.
Блудница из Александрии
«Сатане недостаточно растлить, главное – не допустить покаяния»
Протоиерей Александр Шаргунов
В 12-летнем возрасте египтянка Мария сбежала из родительского дома и в поисках лучшей жизни отправилась в Александрию. Опьяненная столичной жизнью и вниманием мужчин, девушка быстро потеряла девственность и встала на путь распутной жизни. Мария не брала денег за блуд, а делала это ради получения удовольствия. На жизнь девушка зарабатывала пряжей и жила в бедности.
Жажда новых впечатлений подтолкнула Марию отправиться на судне в Иерусалим вместе с группой паломников. И здесь девушка удовлетворяла безудержную жажду плоти. Корабль прибыл на Святую Землю к празднику Воздвижения Креста Господня. Но вместо поклонения святыне Мария продолжала предаваться распутству на корабле.
В сам день святого торжества девушка все же решила пойти в храм Гроба Господня. Но невидимая сила не позволяла ей пройти дальше притвора. После четырех безуспешных попыток Мария ощутила и тяжесть грехов, и боль за нечестивую жизнь. Девушка стала молиться перед иконой Богородицы, прося прощения и обещая впредь не блудить. После этого ей удалось подойти к Животворящему Кресту и поклониться святыне.
«Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой» – такие слова услышала Мария и приняла решение покориться Божьей воле.
Становление святой
Неизвестный дал Марии три монеты, на которые она смогла купить несколько буханок хлеба. Девушка добралась до реки Иордан, причастилась в храме святого Иоанна Предтечи, переночевала, а утром переправилась на другой берег. Так Мария начала свою жизнь в пустыне, которая длилась 47 лет.
В пустыне все эти годы преподобная питалась двумя хлебами, отламывая от них маленькие кусочки. На протяжении 17 лет, ровно столько же, сколько она прожила в беспутстве, Марию мучали страсти, заставляя девушку кататься по песку. Ей хотелось есть мясо и пить вино, к которому она имела привычку. На ум святой приходили мотивы и слова пошлых песен из прошлого. Чтобы избавиться от мыслей о блуде, Мария лежала на земле до тех пор, пока греховные помыслы не рассеивались.
В моменты сильных искушений святая видела перед собой Пресвятую Богородицу и эти видения помогали ей сдерживать обещание о данных обетах − оставить греховную жизнь.
После 17 лет жизни в пустыни Мария питалась кореньями и тем, что удавалось найти в пустыне. Одежда святой изорвалась. Совершенно нагая, она страдала от жажды и палящего солнца. Еще 30 лет Мария провела в пустыне, пока случайно не встретила монаха местного монастыря.
Встреча с Зосимой
Монах Зосима после первой недели Великого поста, согласно обычаю их обители, ушел в пустыню молиться в полном одиночестве. Далеко от монастыря старец и увидел святую Марию, которую он сначала принял за беса. Зосима был удивлен: женщина знала его имя, священнический сан, имя игумена, а также наизусть цитировала Священное Писание. Как впоследствии узнал инок, Мария никогда не открывала Библии. Знание книги открылось ей Богом.
Зосима был убежден, что перед ним − святая подвижница. Мария рассказала иноку о своей жизни в миру и в пустыне, после чего попросила монаха прийти к ней со Святыми Дарами спустя год. Преподобная предсказала, что из-за болезни Зосима не сможет выйти из монастыря в начале поста и попросила прийти его в Великий Четверг, не переходя на другой берег Иордана. Так и случилось.
Мария вновь явила чудо: перешла реку по водной поверхности. Удивленный Зосима причастил святую, после чего преподобная взяла с него обещание встретиться еще через год.
Монах послушал преподобную и, вернувшись через год, нашел ее бездыханное тело. Зосима переживал о том, что не узнал имени великой подвижницы. Случайно он увидел над головой Марии надпись на песке:
«Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери».
Еще одним чудом стал лев, пришедший к телу Марии. Зосима испугался зверя, но тот не причинил монаху вреда. По просьбе инока лев раскопал яму, в которую старец положил тело преподобной.
Кто такой Зосима?
Зосима был палестинским монахом, которого родители отдали в обитель еще в юном возрасте. В 53 года иноку явился ангел и велел отправиться в монастырь на Иордане, где можно было увидеть жизнь настоящих подвижников.
Монах перешел в новую обитель, где и жил вплоть до встречи со святой Марией. О встречах с подвижницей и об истории жизни Марии Зосима никому не рассказывал, как и обещал, вплоть до ее смерти. Благодаря старцу о подвиге святой Марии Египетской узнали сначала насельники монастыря, а затем и весь православным мир.
Зосима прожил почти 100 лет и мирно скончался в Иорданском монастыре.
Истинное покаяние
Мария Египетская жила на самом дне общества, как сказали бы современники. Блудниц, добровольно и с удовольствием отдающихся всем встречным мужчинам, не часто встретишь даже в наш век. Но случай преподобной Марии, как и событие с благоразумным разбойником, очень показательны для христиан.
Христос пришел в мир спасать не праведников, а грешников. Люди часто отворачиваются друг от друга и презирают за совершаемые ошибки, которые считают низкими или непростительными. Господь же любит и принимает каждого человека, если он имеет твердое намерение изменить свою жизнь.
В блуднице Марии, несмотря на ее опустившееся состояние, нашлось место и для покаяния. Осознание собственных грехов толкнуло тогда еще молодую женщину на коренное изменение всего образа жизни. Бороться с собой Мария ушла в пустыню, где полностью отсутствовала цивилизация и все страсти-раздражители. Святая оставалась наедине с собой и боролась со своими помыслами, параллельно сражаясь за выживание в условиях дикой природы.
Почти 50 лет Мария посвятила духовному совершенствованию и покаянию, отказавшись от жизни в обществе. Она причастилась лишь два раза в жизни: один раз перед уходом в пустыню и второй раз в Великий Четверг, незадолго до своей кончины. А мы часто “выстаиваем” службы и причащаемся не по зову сердца, а потому что “надо”. Вера святой Марии не была формальной, она поставила на борьбу за спасение души все, что у нее было и все, что ее так держало в этой жизни. За подвиг Бог прославил вчерашнюю блудницу в лике святых, а Церковь посвятила Марии Египетской целый этап Великого поста − важнейшего духовного события для верующих.
Преподобная Мария являет собой пример торжества духа над плотью и грехами. Христиане на протяжении веков обращались к святой за помощью в покаянии и исправлении греховного несовершенства. Люди молились с просьбой избавить их от блудной страсти или помочь принять верное решение.
Наталья, 14 апреля в память о святой перед ее мощами состоится Праздничная Литургия. Вы можете принять участие в молитве и подать записки о Ваших близких онлайн.
Записки принимаются до 12-00 (мск) 12 апреля. Записки, поданные позже, будут прочитаны у мощей преподобной Марии в другие дни.
«Жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50:19)
Плодом истинного покаяния становится очищение и возможность приблизиться к Богу, а значит, к вечному счастью.
Тропарь преподобной Марии Египетской
В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.
Перевод: В тебе, о мать, достоверно спаслось то, что в нас по образу [Божию]: ибо, приняв крест, ты пошла за Христом и делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет, усердствовать же о душе, вещи бессмертной. Потому и радуется вместе с ангелами, Преподобная Мария, дух твой.
Ин кондак преподобной Марии Египетской
Греха́ мглы избежа́вши,/ покая́ния све́том озари́вши твое́ се́рдце, сла́вная,/ пришла́ еси́ ко Христу́,/ Сего́ Всенепоро́чную и святу́ю Ма́терь/ Моли́твенницу ми́лостивную принесла́ еси́./ Отону́дуже и прегреше́ний обрела́ еси́ оставле́ние,// и со А́нгелы при́сно сра́дуешися.
Перевод: Избежав мглы греха, озарив светом покаяния свое сердце, достойная славы, пришла ты ко Христу, Его же Всенепорочную и святую Матерь сделала своей милостивой Молитвенницей. Потому и получила прощение прегрешений и всегда радуешься вместе с Ангелами.
Кондак преподобной Марии Египетской
Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ а́нгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́мона креста́ ору́жием погубля́ет.// Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́, Мари́е пресла́вная.
Перевод: Будучи сначала объята всяческим блудом, сейчас ты явилась невестой Христовой через покаяние, подражая ангельской жизни и уничтожая демонов оружием креста. Поэтому ты стала невестой Царствия Небесного, Мария преславная.
Величание преподобной Марии Египетской
Велича́ем тя, преподо́бная ма́ти Мари́е, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́внице мона́хов и собесе́днице А́нгелов.
Молитва преподобной Марии Египетской
О, вели́кая Христо́ва уго́днице преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющыя. Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щым утеше́ние, неду́гующым — исцеле́ние, па́дшим — возста́ние, заблу́ждшим — укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам — заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ — ве́чное упокое́ние, всем же нам в день Стра́шного Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ Моего́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.
Иные материалы по теме:
Мария Египетская: Википедия и житие, читать тропарь, день памяти
«Мариино стояние»
Православное богослужение утрени четверга пятой седмицы великого поста получило в народе название «Мари́ино или Ма́рьино стояние» (в некоторых областях Украины носит название «Андреево стояние») по причине чтения за этой службой жития преподобной Марии, которое разделяется пением Великого канона Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона прп. Марии Египетской. Тропари канона преподобной добавляются также к Покаянному канону Андрея Критского в среду и четверг первой седмицы Великого Поста. Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три «метания» — крестных знамений с небольшим поклонением [4] [5] . Из-за этого в прежние времена можно было услышать «Идём на поклоны». Так как канон Андрея Критского чрезвычайно важен именно в качестве Покаянного, то его сочетание с чтением жития преподобной Марии, (почитаемой церковью как образец истинного покаяния), является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.
Данная служба является очень продолжительной и особенно величественно проходит у старообрядцев, которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания (старообрядцы понимают «метания» как земные поклоны) о земных поклонах во время богослужения. [6]
Православные молитвы
Тропарь (восьмой глас): В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Тем же и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.
Кондак (четвёртый глас): Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.
Молитва: Услыши недостойную молитву нас, грешных, избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь; и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь. [7]
В искусстве
В западноевропейском искусстве изображений Марии Египетской практически нет, так как большинство художников направляло свою энергию на изображение Марии Магдалины по тем же сюжетам. Обратная ситуация в иконописи — в то время, как тип икон Магдалины практически не разработан, Марию Египетскую (как отшельницу, в рубище) изображали охотно, как одну, с житием, так и вместе с другими святыми.
В русской иконописи середины — второй половины XVII века получили распространение патрональные иконы с изображением Марии Египетской и Алексия, человека Божия — небесных покровителей царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской. [8] Милославская считала ее своей небесной покровительницей, и культ Марии стал более важным в период ее жизни. Единственным храмом преподобной Марии в Москве в XVII веке была церковь на Сретенке. «С 1648 года празднование 1 апреля в честь святой Марии в Сретенском монастыре приобретает характер государственного праздника, на который съезжаются бояре, митрополиты, приходит торжественным выходом из Кремля патриарх. В 1668 году патриарх Иоасаф II поздравлял царицу в Сретенской обители: „Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб(ля)“. В 1651—1652 годах Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону „Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская“ для местного ряда иконостаса собора. С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году. Торжественное почитание святой Марии Египетской в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны (в 1669 году) вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 года» [9] .