12 апостолов Иисуса Христа: жизнеописание учеников Мессии
Многие люди знают, что в христианской истории было 12 апостолов, но мало кто знает имена учеников Иисуса Христа. Разве что предателя Иуду знают все, поскольку его имя стало притчей во языцах.
Это история христианства и знать имена и жизнь апостолов просто обязан каждый православный человек.
Апостолы Христа
В Евангелии от Марка, в 3 главе написано, что Иисус, поднявшись на гору, призвал к себе 12 человек. И они пошли добровольно, чтобы поучиться у Него, изгонять демонов и исцелять людей.
Это место явственно показывает следующие вещи:
- у Спасителя было 12 последователей изначально;
- они пошли за Спасителем добровольно;
- Иисус был их Учителем, а соответственно и авторитетом.
Это место дублируется в Евангелии от Матфея (10:1).
Читайте об апостолах:
Следует сразу сказать, что ученики и апостолы — это разные понятия. Первые ходили за учителем, перенимали его мудрость. А вторые — это люди, которые пошли и распространили Благую Весть или Евангелие по всему лицу Земли. Если в число первых входит и Иуда Искариот, то среди апостолов его уже нет. Зато Павел никогда не был среди первых последователей, но стал одним из самых известных христианских миссионеров.
12 апостолов Иисуса Христа стали теми столпами, на которых была основана Церковь.
В число 12 последователей входили:
- Петр.
- Андрей.
- Иоанн.
- Иаков Алфеев.
- Иуда Фаддей
- Варфоломей.
- Иаков Зеведеев.
- Иуда Искариот.
- Левий Матфей.
- Филипп.
- Симон Зилот.
- Фома.
Важно! Все они, кроме Иуды, стали распространителями Евангелия и приняли мученическую смерть за Спасителя и за христианское учение (кроме Иоанна).
Жизнеописания
Апостолы являются центральными фигурами в христианстве, поскольку именно они зародили Церковь.
Они были ближайшими последователями Иисуса и стали первыми распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении. Их деятельность достаточно подробно описывает книга Деяний в Новом Завете, из которой становится известна их работа по распространению Слова Божьего.
При этом 12 последователей — это обычные люди, они были рыбаками, сборщиками налогов и просто людьми, которые жаждали перемен.
О святых, признанных равноапостольными:
Исследуя Святое Писание можно с уверенностью сказать, что Петр был лидером, его горячий темперамент завоевал ему лидерские позиции среди группы. А Иоанн назван любимым учеником Иисуса, пользовавшийся особенным расположением. Он единственный кто умер своей смертью.
Следует подробно рассмотреть жизнеописание каждого из двенадцати:
- Симон Петр — был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва. Он играет ключевую роль в зарождении Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Петр известен своим отречением и горьким покаянием. По преданию был распят в Риме вверх ногами, поскольку сказал, что недостоин быть распят как Спаситель.
- Андрей — брат Петра, который в России зовется Первозванным и считается покровителем страны. Он первый пошел за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце Божьем. Был распят на кресте в форме буквы Х.
- Варфоломей — или Нафанаил родился в Кане Галилейской. Именно о нем сказал Иисус «иудей, в котором нет лукавства». После Пятидесятницы по преданию он направился в Индию, где проповедовал Господа Распятого и куда принес копию Евангелия от Матфея.
- Иоанн — бывший последователь Иоанна Крестителя, автор одного из Евангелий и книги Откровения. Долгое время пребывал в ссылке на острове Патмос, где и видел видения о конце мира. Прозван Богословом, потому что в Евангелии от Иоанна очень много прямых слов Иисуса. Самый молодой и любимый ученик Христа. Он один присутствовал при и забрал к себе Марию, мать Спасителя. Он также единственный умер естественной смертью от старости.
- Иаков Алфеев — брат мытаря Матфея. Это имя упоминается только 4 раза в Евангелиях.
- Иаков Заведеев — рыбак, брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения. Был первым человеком, убитому за веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2).
- Иуда Искариот — предатель, который повесился после осознания того, что он сделал. Позже место Иуды среди учеников занят Матфей по жребию.
- Иуда Фаддей или Иаковлев — был сыном Иосифа Обручника. Считается покровителем Армянской церкви.
- Матфей или Левий — был мытарем до встречи со Спасителем. Считался учеником, но неизвестно стал ли позже миссионером. Автор первого Евангелия.
- Филипп — родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя.
- Симон Зилот — самый неизвестный член группы. Встречается в каждом списке их имен и нигде более. По преданию, он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской.
- Фома — по прозвищу Неверующим, поскольку усомнился в Воскресении. Тем не менее, он первый назвал Христа Господом и был готов идти на смерть.
Нельзя не упомянуть и Павла, несмотря на то, что он не был последователем Христа изначально, плод его христианской миссионерской деятельности невероятно огромен. Был назван апостолом язычников, поскольку проповедовал в основном им.
Значение для Церкви последователей Иисуса Христа
Воскреснув, Христос посылает оставшихся 11 учеников (Иуда уже повесился к тому времени) проповедовать Евангелие до края земли.
Именно после Вознесения на них сошел Дух Святой и наполнил их мудростью. Великое Поручение Христа называют иногда Дисперсией.
Важно! Первый век после смерти Христа назван Апостольским — поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви.
Ими были основаны первые собрания на территории всей Римской империи на Ближнем Востоке, а также в Африке и Индии. По преданию, Андрей Первозванный принес Евангелии предкам славян.
Евангелия донесли до нас их положительные качества и отрицательные, которые подтверждают, что Христос избрал простых, слабых людей для выполнения Великого поручения и они с ним справились прекрасно. Святой Дух помог им распространить Слово Христа по всему миру, и это вдохновляет и поражает.
Великий Господь смог использовать простых слабых и греховных людей для создания своей Церкви.
12 апостолов — имена, биографии, миссия
Ученики Иисуса Христа
Апостолы (в переводе с греческого языка – “посланник”) ученики Иисуса Христа, находившиеся рядом с Ним и являющиеся непосредственными свидетелями Его жизни, которые были избраны для проповеди Евангелия. Число 12 было избрано не случайно, а по количеству колен израильских. Это число считалось особенным, означающего полноту народа Божьего. Так Спаситель избирает 12 апостолов, которые положили начало Новозаветного народа – христиан.
“И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.” (Мф.10:1-4)
Суть служения апостолов
Апостолы были не просто проповедниками новой веры, но и хранителями Слова Божьего. Апостолами было составлено Евангелие и Послания Апостолов, весь Новозаветный корпус текстов. Именно в нем разъяснены вероучительные тезисы и даны нравственные принципы жизни христианина. Они организовали Церковь Христову и распространили христианское вероучение среди не еврейских народов. Своим примером подвижнической жизни апостолы являются примером как любить ближнего и почитать Бога.
Суть апостольского служения заключается в донесении до людей Благой Вести, веры Христовой. Вся их жизнь была посвящена проповеди.
Сколько было апостолов? Кроме ближайших 12 апостолов и апостола Павла были избраны еще 70 апостолов из числа последователей Иисуса Христа. Но они не находились постоянно со Спасителем и не были очевидцами Его жизни. В Евангелии их имена не упоминаются, полный список был составлен в V – VI веках.
12 апостолов — имена и краткие биографии
Список 12 апостолов: Андрей, Петр, Иоанн и Иаков (сыны Зеведеевы), Филипп, Варфоломей, Матфей (мытарь), Фома, Иаков (Алфеев), Иуда (Иаковлев), Симон (Кананит), Иуда (Искариот), Матфий (вместо Иуды предателя).
Наиболее приближенными к Господу апостолами были Петр, Иаков, Иоанн.
Симон (Петр). Проживал в небольшом городке Вифсаиде на берегу Галилейского моря, и занимался ловлей рыбы. В один из дней, когда Иисус проповедовал возле озера Геннисаретского, Он увидел что рыбаки ничего не поймали в свои сети. Господь велел Симону отплыть на глубину и снова закинуть сети. Поймали они такое множество рыбы, что даже лодки начали тонуть.
Симона охватил священный ужас и он сказал:
“выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.” На что получил ответ: “не бойся; отныне будешь ловить человеков.” (Лк. 5, 1-11).
После этого жизнь Симона резко переменилась и он из рыбака превратился в верного последователя Христа. Господь дал ему второе имя: Петр (в переводе с древнегреческого языка означает “камень”), что указывает на твердость в вере и убеждениях, готовность бороться за них).
Именно Петр первым назвал Иисуса Христом и Сыном Божьим. Но при этом он первым и отрекся от Спасителя, когда Его взяли под стражу. После же Петр нашел в себе силы покаяться, за что был прощен и занял верховное место среди апостолов. Его казнили в Риме в 68 году. По Преданию, он попросил распять его вниз головой, так как считал себя недостойным принять муки и смерть таким же образом, как Господь.
Иоанн и Иаков
Иаков и Иоанн (Зеведеевы). Два родных брата, сыновья рыбака Зеведея, наряду с апостолом Петром были ближайшими учениками Спасителя. Только эти три апостола видели Преображение Господа. И только их Иисус Христос позвал с собой, когда воскрешал дочь Иаира. Иаков был казнен Иродом Агриппой I в 44 году.
Младший брат Иакова – Иоанн Богослов является автором “Евангелия от Иоанна” и Апокалипсиса. Иисус Христос выделял его среди всех своих учеников. Именно к нему были обращены слова распятого Спасителя, чтобы Иоанн заботился о Богородице. Как и другие апостолы Иоанн подвергся гонениям, но мученическая участь миновала его. Апостол умер своей смертью в глубокой старости, в возрасте более 80 лет.
Андрей
Андрей. Брат Петра, посвятивший себя служению Богу и не создавший своей семьи. Услышав, что Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и совершает Крещение на Иордане, оставил свой дом и отправился к пророку. Его также называют Первозванным, он был призван первым среди учеников Спасителя. “Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: «мы нашли Мессию, что значит: Христос.” (Ин.1:40-41). Проповедовал среди языческих народов. На его долю выпали жестокие гонения. Был распят в греческом городе Патры в 67 году на Х-образном кресте, который впоследствии назвали андреевским.
Симон Канонит
Симон Канонит (Зилот). По Преданию Церкви именно на его свадьбе Спаситель присутствовал со Своей Матерью и превратил вино в воду. Канонит или Зилот в переводе с греческого и арамейского означает “ревнитель”. Относился к политическому течению зилотов, выступающих против римского владычества и за независимость Израиля. Принял мученическую смерть на берегу Черного моря, предположительно на территории современной Абхазии. Недалеко от Новоафонского монастыря в Абхазии находится пещера, в которой по Преданию жил какое-то время Симон Канонит.
Иаков (младший)
Иаков (младший). Сын Алфеев был сборщиком податей и налогов – мытарем (налоговым инспектором). О его жизни и кончине известно мало. Вел подвижническую строгую жизнь. По одной из версий, принял мученическую смерть на кресте в Египте.
Филипп
Филипп. Проживал в Вифсаиде с женой и дочерьми. После Вознесения ему выпал жребий проповедовать в Греции. Был особо жестоко казнен за проповедь Евангелия в 80 году – распят головой вниз.
Варфоломей
Варфоломей (Нафанаил). Спаситель говорил о нем: “вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства.” (Ин. 1:47). После встречи Нафанаил становится преданным учеником Христа. Просвещал народы Малой Азии вместе с апостолом Филиппом, там же подвергся гонениям и был казнен.
Фома. Был смелым и преданным учеником Христа. Он первый изъявил готовность идти за Спасителем в Иудею, несмотря на угрозу ареста и казни со стороны фарисеев. Когда же другие апостолы пришли с вестью о том, что видели Воскресшего Спасителя, он усомнился в их словах. Когда же Спаситель явился апостолам вновь, то Фоме было сказано:
“подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим…» (Ин.20:27).
Проповедовал Благую Весть в Индии, там же был казнен.
Матфей
Матфей (Левий). Был мытарем – сборщиком податей и налогов. Мытари были презираемы среди соотечественников, так как они служили римским прокураторам, предавая иудейский народ. Господь увидел в нем не просто мытаря, а преданного и способного на великие дела человека. Является составителем первого Евангелия (традиционно датой написания Евангелия от Матфея считается 41-55 гг.). Проповедовал в Эфиопии, в этой стране и принял мученическую кончину.
Иуда (Иаковлев)
Иуда (Иаковлев). Младший брат Иакова, сына Алфеева. По Преданию проповедовал в Палестине, Аравии, Сирии, Месопотамии, был казнен в Армении.
Иуда (Искариот)
Иуда (Искариот). Собирал пожертвования на нужды учеников Спасителя, его можно назвать казначеем общины учеников Иисуса Христа. Иуда предал Спасителя первосвященникам за 30 сребренников. Искариот, подойдя к Иисусу Христу, поцеловав его и тем самым указал, кого требуется арестовать. После чего запоздало раскаялся и совершил самоубийство. После Вознесения Иисуса Христа на его место среди 12 апостолов был выбран Матфей.
Матфей
Матфей. Изначально он был избран в число 70 апостолов, но после предательства Иуды по жребию занял его место. Проповедовал в Македонии и на западе Грузии. Позже вернулся в Иудею, где и был побит камнями по приказу Синедриона.
Петр и Павел — первоверховные апостолы
Особое место среди апостолов занимает апостол Павел (при рождении ему было дано имя Савл, то есть «малый, скромный». Хотя он и не входил в число 12 учеников (как и апостолы Лука и Марк) и не был свидетелем жизни Спасителя. Более того, он был ревностным почитателем иудейского Закона и в таком качестве участвовал в гонениях на первых христиан. Савл, хотя и был совсем юным (около 13 лет), присутствовал при избиении камнями первомученика Стефана. По одной из версий Савл не принимал непосредственного участия в казни, а сторожил вещи Стефана. Эти события из жизни апостола Павла описаны в книге “Деяния святых апостолов”.
Но после того, как Сам Иисус Христос явился ему, бывший гонитель христиан уверовал в Господа. Савл крестился и всю свою жизнь посвятил проповеди Евангелия, обратив к истинной вере тысячи людей. Его апостольские послания являются важной частью Нового Завета и чаще других посланий звучат на божественной Литургии. Павел перенес многие страдания за веру, несколько раз был арестован. Мученическую смерть принял при правлении римского императора Нерона – был обезглавлен.
Особое место в Православной Церкви занимают первоверховные (по первенству порядка и трудов) апостолы Петр и Павел. Это два абсолютно разных человека, объединенные общим деланием – проповедью Евангелия и незыблемой верой в Иисуса Христа.
12 апостолов Иисуса Христа являются примером истинной и непоколебимой веры. Они продолжили нести Благую Весть после распятия Спасителя. Они же стали первыми христианами-мучениками, которые не побоялись страданий, а исповедовали своего Учителя до самого конца.
РУСКАТОЛИК.РФ
СПЕЦПРОЕКТЫ
НАС МОЖНО СЛУШАТЬ
ИЩЕТЕ БОЛЬШЕГО?
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ
Как умерли апостолы и где они похоронены?
Почти каждый верующий может перечислить святых апостолов по именам, но далеко не все могут с ходу ответить, как сложилась судьба каждого из них после смерти и воскресения Иисуса Христа. Мы сделали для вас краткую подборку фактов о жизни и смерти первых учеников и о том, где можно поклониться их мощам сегодня.
Пётр — проповедовал Благую Весть, совершал чудеса, воскрешал мёртвых и исцелял больных, был главой апостолов, собрал первый Собор в Иерусалиме, управлял Церковью Рима в течение 25 лет, принял мученическую смерть через распятие во время гонений на христиан в правление Нерона. Ныне его тело покоится в Соборе св. Петра в Риме.
Андрей — получил в апостольский удел северные земли (Скифию) и проповедовал христианство балканским и причерноморским народам. Распят около 70 г. н.э в городе Патры (Греция). Тело апостола покоится в Амальфи, в Италии, куда было превезено крестоносцами в 1208 году.
Иоанн — проповедовал Евангелие в Эфесе и других Малоазийских городах, был приговорен к смерти в Риме, но ни смертельный яд, ни котёл с кипящим маслом не причинили ему вреда. Тогда он был отправлен в ссылку на остров Патмос, последние 15 лет жизни провел в проповеди и богословских трудах в Эфесе и умер в 100 г. н.э. Погребен в Базилике св. Иоанна в Эфесе (ныне — Сельчук, Турция).
Иаков Заведеев (Старший) — участвовал в проповеди о воскресшем Христе и в устроении Церкви в Иерусалиме и в других местах. О его мученической кончине сообщается в Деян 12, 1-2, где сказано, что Ирод Агриппа I, получивший в 41 н.э. в управление Иудею, Самарию и Идумею, арестовал «некоторых из принадлежащих к Церкви, чтобы сделать им зло», при этом он «убил Иакова, брата Иоанна, мечом». Судя по дальнейшему повествованию, это произошло в 44 н.э. Покоится в одном из крупнейших паломнических центров мира — в Сантьяго-де-Компостела в Испании.
Иаков Алфеев (Младший) — согласно житию, проповедовал в Иудее и на юго-востоке нынешней Турции. Забит камнями около 65 г. н.э., предположительно в Мармарике, ныне покоится в Базилике свв. Апостолов в Риме.
Иуда Фаддей — согласно преданию, проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Покоится в монастыре св. Фаддея на северо-западе Ирана. Часть мощей пребывает в Соборе св. Петра в Риме.
Симон Кананит (Зилот) — проповедовал Евангелие в Иудее, Египте, Абхазии и Ливии. Принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа — был заживо распилен пилой. Мощам апостола можно поклониться в Соборе св. Петра в Риме и в Базилике ап. Андрея в Кёльне.
Филипп — проповедовал в Галилее, Греции и в Иераполе Сирийском. Согласно одной версии, распят вниз головой, согласно другой — обезглавлен в 80 г. н.э. в городе Иераполе Фригийском. Мощи покоятся в Базилике свв. Апостолов в Риме.
Варфоломей — проповедовал Евангелие в Малой Азии вместе с апостолами Филиппом и Иоанном. Возможно, также проповедовал в Индии и в Армении и погиб мученической смертью (по преданию, язычники распяли его, но он продолжал проповедовать с креста, тогда с апостола содрали кожу и после обезглавили). Ныне покоится в Базилике св. Варфоломея в Риме.
Матфей — о его служении после сошествия Святого Духа Климент Александрийский сообщает следующее: «Матфей первоначально проповедовал евреям; собравшись же к другим народам, вручил им свое Евангелие, написанное на родном языке. Отзываемый от них, он оставил им взамен свое Писание». О проповеди Матфея «другим народам» достоверных сведений не сохранилось. Единого мнения о месте погребения апостола также нет, но наиболее вероятно, что сегодня он покоится в г. Салерно (Италия).
Фома — Евсевий Кесарийский сообщает, что для проповеди Фоме, выпала по жребию Парфия. Историография также связывает апостольские труды Фомы с Индией. По преданию, Фома был пронзен копьем. В 1144 мощи Фомы были перенесены крестоносцами на о. Хиос в Эгейском море, а в 1258 переправлены в г. Ортону, Италия, где и находятся до сих пор.
Иуда Искариот — предатель Иисуса. Согласно Евангелию от Матфея, покончил жизнь самоубийством (удавился) в 30 г. н.э.
Матфий — занял место в числе 12 апостолов после предательства и смерти Иуды Искариота. Момент его избрания описывается в Деяниях 1, 15-26. Проповедовал в Антиохии Сирийской, в каппадокийском городе Тиане и в Синопе, в Амасии, Эдессе и Севастии. По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской и Македонии. Вернувшись в Иудею, был осуждён синедрионом на смерть и, согласно одной версии, побит камнями, согласно другой — распят на кресте, около 63 г. н.э. Его мощи покоятся в Трире, Германия, в крипте Аббатства св. Матфия.
Апостол Павел (Савл из Тарса) — не входил в число 12 апостолов и был призван уже после вознесения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа, однако, почитается Церковью наравне с остальными апостолами. Проповедовал Христа в Малой Азии, Македонии, Греции, на Кипре, Крите, Мальте и Сицилии, а также в Риме, где был казнен в одно время с апостолом Петром. Так как Павел был римским гражданином, его обезглавили мечом. Останки апостола покоятся в Базилике св. Павла вне стен в Риме.
Смерть за веру: Казни апостолов и последователей Христа на живописных полотнах известных художников
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Художники Средневековья и Возрождения многократно затрагивали эту душераздирающую тему. Ибо изображение смертной казни – это лишь повод показать поведение человека в экстремальных условиях, повод возвеличить тех, кто даже в последнюю минуту своей жизни проявил твердость духа и непоколебимость. Из их творений мы многое узнаем о трагических событиях истории, о жизни во всех ее проявлениях, особенностях той или иной эпохи и традициях.
Так сложилось, что большая часть живописи в истории искусства, отражающая тему казней, повествует об мученичестве христианских святых. Так как в течение первых трех веков своего существования христианство пребывало вне закона, и все ученики и последователи Христа являлись великомучениками.
Первомучеником, заглянувшим в глаза смерти, после распятия Спасителя был христианин Стефан, которого за его проповеди в 35 году нашей эры насмерть забили камнями.
Первым же мучеником из двенадцати апостолов стал Иаков, казненный в 44 году, по приказу царя Ирода, правителя Иудеи. Мужество и вера Иакова во время казни так впечатлила конвоиров, что один из них пошел на смерть вместе с апостолом.
По истечению десяти лет, был казнен второй апостол – Филипп. Его зверски истязали, а затем распяли во Фригии. В те времена умереть на кресте, как Иисус, считалось почетным.
Следующим подвергся казни апостол Матфей. В 60-м году его пригвоздили к земле и обезглавили при помощи алебарды. А через шесть лет смерть настигла Иакова – сводного брата Иисуса. По приказу иудейского первосвященника он был зверски забросан камнями.
Пал мученической смертью и первый ученик Иисуса – Андрей Первозванный. В Эдессе его распяли на Х-образном кресте, известном как “Крест Святого Андрея”. Вслед за Андреем был казнен и его брат – апостол Петр, которого распяли на обычном кресте, но вверх ногами. Он считал себя не достойным принять смерть как его учитель.
Апостолу Павлу отрубили голову, обвинив в сговоре против императора Нерона. Варфоломей и Фома проповедуя в Индии, так же прошли через мученическую смерть. Первый подвергся пыткам, а потом был пронзен копьем и брошен в огненную печь.
Второго, как и Петра, распяли вниз головой. И будучи распятым, Варфоломей продолжал свою проповедь. И тогда его сняли с креста, содрали кожу и обезглавили. Апостол же Лука, проповедовавший в Греции, был повешен на оливковом дереве в Афинах в 93 году.
Из двенадцати апостолов своей смертью довелось умереть только Иоанну. Хотя ему также пришлось пережить пытки. Будучи арестованным в Ефесе, его погружали в котел с кипящим маслом, которое не причинило ему вреда. Пораженный таким чудом Домициан – правитель Римской Империи, выслал Иоанна на остров Патмос, умирать своей смертью.
Первые же массовые истребления простых людей, принявших христианскую веру, начались при императоре Нероне. Бытует версия, что Нерон, дабы поразвлечься, приказал поджечь Рим. И пока тот горел, император на протяжении 9 дней и ночей любовался этим зрелищем. А потом, отвергая свою вину, обвинил в поджоге христиан и подверг их массовым казням.
Публичные казни христиан носили ужасающее зрелище, ибо Нерон в этом проявлял незаурядную фантазию. Он превращал их в красочное представление. “Одних зашивали в звериные шкуры, и они погибали, пожираемые собаками; другие умирали на кресте, или их покрывали горючими веществами и, по заходе солнца, жгли вместо факелов. Нерон уступал свои сады для этого зрелища. “
Осужденных также бросали на растерзание львам и тиграм. Особенно император упивался представлениями, в которых жертвами были молодые красивые христианки. Их сначала насиловали, потом привязывали к столбам и выпускали на них хищников. Публика получала удовольствие, созерцая как красивые тела женщин превращаются в кучи окровавленной плоти.
Женщин также выпустили на арену с дикими буйволами, которые пронзали их рогами и затаптывали копытами, превращая их тела в кровавое месиво.
Изощренной мученической смерти в 303 году был предан епископ в Кампании по имени Эразм, которому вскрыли живот и намотали кишки на корабельную лебедку.
Надо сказать, что количество работ на тему казни Святого Себастьяна измеряется десятками, если не сотнями.
Все эти истязания, длившиеся из века в век, христиане выносили с потрясающей преданностью своей вере. Хотя были и те, что отрекались от нее, не выдержав жестоких мучений и издевательств.
Ужасающие казни на первых христиан, начавшиеся от правления императора Нерона, до царствования Диоклетиана продолжались около трех веков, после правления которого преследования христиан постепенно прекратились. И когда в 324 году к власти пришел император Константин, в Римской империи произошел настоящий переворот. Константин первым принял христианскую веру. И, как правитель Римской империи, он объявил свободу вероисповедания, а государственной религией сделал христианство.
В истории живописи очень часто встречается и распятие Иисуса Христа, однако многие не знают, что означает аббревиатура на табличке, прикрепленной над его головой, и почему его образ так разительно отличается в католической и православной иконографии.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
12 апостолов Христа: имена и жизнеописания
Каждый из 12 апостолов Христа, имена которых дошли до наших дней, сделал существенный вклад в развитие христианства. Но кем были эти люди, которых выбрал сам Сын Божий? И какой вклад они внесли в мировую и церковную историю?
Апостол Петр и его история
В еврейском городе Вифсаиде в простой рыбацкой семье на свет появились два брата: Андрей и Шимон. Казалось, что жизнь простолюдинов была предрешена их происхождением. Повзрослев, братья также ловили рыбу, как когда-то делал их отец, а до него их дед.
В зрелом возрасте мужчины перебрались жить на побережье Галилейского моря. Там Шимон нашел себе жену. А его брат Андрей не хотел торопиться с браком и помогал брату в рыболовном деле.
Однажды на побережье два брата-рыбака повстречали Иисуса. Он предложил им последовать за ним. Андрей откликнулся сразу, а Шимон некоторое время сомневался, но все же решил пойти вместе с братом.
Хотя формально Андрей был первым учеником и слугой Христа, откликнувшимся на призыв, Иисус особо выделял среди других именно Шимона, которому дал прозвище Кифа. Петром этого апостола нарекли греки. Данные имена в то время можно было перевести, как «камень». Петру Христос пообещал доверить ключи от Царствия Божьего.
Католики считают Петра первым римским папой. Все остальные христиане именуют его основателем святой церкви. После смерти и воскрешения Иисуса апостол Петр проповедовал так горячо и пылко, что слушая его проповеди, тысячи людей начинали верить в Господа и его сына. За проповеди Петра и казнили. На месте его захоронения был построен собор Святого Петра в Ватикане.
Апостол Андрей Первозванный
Первозванным Андрея прозвали благодаря тому, что Иисус обратился к нему первому. Он отличался от своего брата Петра не только характером, но и взглядами на жизнь. После смерти любимого учителя кроткий юноша отправился с миссионерской задачей в земли Скифии и Греции.
Согласно историческим данным, Андрей со своими проповедями обошел полмира. Считается, что это он обратил Русь в христианство. Андрея, как и его брата, казнили за его веру. Но до этого он успел совершить множество чудес, излечил сотни больных. И все время подвергался гонениям от рук противников новой религии.
Иоанн Богослов: возлюбленный ученик
Иоанн, как и Петр с Андреем, был рыбаком. Иисус Христос называл его возлюбленным учеником. А Богословом его прозвали благодаря четырем Евангелиям и тексту «Апокалипсиса», которые он написал для всех последователей христианства.
Перед распятием Христос поручил Иоанну важное дело. Он попросил позаботиться о его матери Марии. По одной из версий, этот апостол приходился земным родственником Иисусу. И после казни учителя старательно исполнял его наставления.
Апостол Иаков: самый почитаемый святой в Европе
Сегодня Иаков известен во многих европейских странах. В Библии сказано, что он приходился братом Иоанну Богослову. После проповедей в Южной Европе апостол был казнен царем Иродом. Его мощи захоронили в замке дворянки по имени Лупа в Испании. В 825 году один монах случайно нашел останки святого. На этом месте построили церковь.
Апостолы Филипп и Варфоломей
Эти апостолы тщательно записывали все уроки Иисуса Христа. Они читали проповеди в Галилее, Греции, Сирии, Армении, Эфиопии, Аравии и Малой Азии.
За свою деятельность ученики Христа так же приняли мученическую смерть от рук тех, кого они исцелили от болезней силой своей веры. Исходя из библейской истории, 12 апостолов Христа, имена которых христиане помнят и сегодня, до последнего вздоха проповедовали учение Спасителя, несмотря на жестокие пытки и угрозы.
Апостол Матфей: сборщик пошлин
Евангелие от Матфея христианами почитается особо. И для этого существуют следующие причины:
- именно Матфей написал биографию Иисуса Христа;
- еще ученик Спасителя сделал пересказ известной Нагорной проповеди, которая является кратким изложением всего христианского учения.
В миру данный апостол был сборщиком пошлин. Но оставил свою работу и последовал за Христом по первому зову его.
Апостол Фома. Внешнее сходство со Спасителем
От рождения Фома был наречен родителями Иудой. Но встретив Иисуса, он получил от него прозвище «Фома», что в переводе означало «близнец». В одной из легенд сказано, что этот апостол имел невероятное внешнее сходство с самим Христом. Но достоверно эта информация больше нигде не подтверждается.
Благодаря одному изречению этого апостола появилось выражение «Фома неверующий». Когда произошло воскрешение Христа, Фома не находился рядом с его гробницей. И после чудесной новости сказал, что не поверит в это, так как не видел все своими глазами. Фома долго проповедовал в Индии. Там же и был казнен за свою деятельность.
Иаков, Иуда и Симон
Три апостола, по некоторым историческим сведениям, являлись сводными братьями Христа. Иакову было присвоено второе имя Алфеев. Остальные же звались теми именами, которые были даны им от рождения.
Иуда Искариот из Иудеи
По одной из версий, этот ученик Христа был единственным уроженцем Иудеи. Остальные же были галилеяне. Апостол Иуда заведовал казной общины. Путешествуя вместе с Иисусом, он творил чудеса исцеления. Ходили легенды, что Иуда даже мог воскрешать мертвых.
Но судьба самого ревностного апостола общины была предопределена. Сам Христос предсказал ему, что тот предаст его за 30 серебреников. Затем Иуда раскаялся, отказался от денег и совершил самоубийство через повешение.
Спустя долгое время в Египте отыскали Кодекс Чакос, который затем назвали «Евангелие от Иуды». В этом тексте содержится информация, что Иуда – единственный ученик, постигший все Божественные таинства. Хотя споры по этому поводу не утихают и сегодня.
Ученики Иисуса, 12 апостолов Христа, имена которых у всех на слуху, вошли в историю, как основатели и распространители его учения. Они были его верными слугами и почитателями. Записывали все, что говорил Сын Господа. И не оставили свою деятельность даже после распятия Христа. Они сами приняли мученическую смерть за свою веру. И не отступились от своих убеждений, пожертвовав жизнями, чтобы обратить в христианство как можно больше людей.
Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых
По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, священноархимандрита Святой Успенской Киево-Печерской Лавры, при Наместнике Высокопреосвященнейшем Павле, митрополите Вышгородском и Чернобыльском
Содержание
От составителя
Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их ( Пс.18:5 ; Рим.10:15 ).
Велики подвиги св. апостолов, трудившихся для распространения веры Христовой. Велика их заслуга для всего мира, через них озаренного спасительным светом Евангелия. В самое короткое время благовестие св. апостолов прошло от края до края всю вселенную и покорило ее Христу. Это чудное победоносное шествие Евангелия тем чудеснее, что все и все в тогдашнем мире вооружилось против веры Христовой. Слепой фанатизм иудеев и язычников, для которых соблазном и безумием казалась вера в Распятого ( 1Кор.1:22 ), вооружился на Христа и Его последователей. Черной клеветой порочной жизни и волшебстве преследовали ревностных учеников Христовых жрецы и грубая чернь. Люди, привыкшие жить в похотях своего сердца, озлобленно восстали против веры Христовой, повелевающей, для достижения спасения, отказаться от всех удовольствий мира и распять плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ). Гордо, надменно мудрецы и философы вооружились против евангельского учения, во всеуслышание проповедующего, что премудрость мира сего – безумие пред Богом ( 1Кор.3:19 ), что необходимо для спасения ум покорить вере и пленить в послушание Христово ( 2Кор.10:5 ). Но самые ожесточенные преследования учеников Христовых были со стороны языческих правителей, видевших в них бунтовщиков против правительственной власти и гражданских законов. Притеснения, пытки, мучения, казни, самые жестокие и разнообразные, одни других неслыханнее и бесчеловечнее, придумывала адская злоба для исторжения у христиан отречения от своей веры. Рекою лилась кровь проповедников Христа. Но чем ожесточеннее становились гонения на учение Христово, тем шире и быстрее оно повсюду распространялось. Кровь проповедников Христа, казалось, была плодоносным семенем, дающим самую обильную жатву. Сами гонители невольно изумлялись, видя, в каком множестве верующие шли на смерть, и в смущении опускали свои окровавленные руки, сознавая, что все ухищрения их раздраженной злобы бессильно разбиваются о твердость учеников Распятого. Но удивлялись мужественной проповеди св. апостолов не одни неверующие, удивлялись ей и все последующие поколения верующих, удивительна она и для нас в настоящее время. В самом деле, не были апостолы ни знамениты, ни учены, ни хитры, – средства, которыми они располагали, были такого рода, что, по человеческим соображениям, не только не могли содействовать, а скорее должны были противодействовать распространению учения Христова. Между тем, имея такие средства, св. апостолы быстро покоряли Христу вселенную – это не может не вызвать в нас благоговейного изумления. Чем же объяснить чудесное распространение Евангелия апостолами по всему миру? Твердая вера и крепкое терпение, поддерживавшие в гонениях и преследованиях, благодать Духа Святого, руководившая и укреплявшая в проповедании Христа, – вот где тайна успеха св. апостолов. Только Господу поспешствующу и слово утверждающу последствующими знаменьми ( Мк.16:20 ) могли св. апостолы так быстро насадить по всей вселенной спасительную веру Христову. Малочисленный сначала, сонм проповедников учения Христова, с течением времени все более и более разрастался. 12 верховных апостолов, 70 меньших апостолов, свв. мужи и жены, в разное время трудившиеся в распространении веры Христовой и получившие наименование равноапостольных, – вот славный лик воинов Христовых, словом св. Евангелия повергнувших мир к подножию Креста. Каждый истинно верующий должен с благоговением чтить память этих благовестников, столь драгоценную для всего христианского мира. Всякий христианин должен знать, как они привели ко Христу вселенную, какие болезни и труды понесли они в своем многотрудном служении. Тем более знать это должны мы, православные христиане, имеющие величайшее благо принадлежать к Святой Соборной и Апостольской Церкви. Настоящая книга имеет скромное намерение познакомить православных читателей с жизнью и трудами св. благовестников Христовых. Не вдаваясь в научные изыскания, книга эта сообщает достоверные сведения, почерпнутые из Слова Божия 1 и церковного Предания, из которого взято только то, что тщательно проверено уважаемыми церковными писателями 2 .
Разумеем все свящ. новозаветные писания.
Так, мы пользовались трудами св. Димитрия Ростовского (Четьи-Минеи), Высокопреосв. Филарета, митр. Московского (Начерт. церк. библ. ист.), Высокопреосв. Филарета, архиеп. Черниговского (Ист. Рус. Ц.), Преосв. Сергия, арх. Владимирского (Полн. месяц. Востока), прот. А. В. Горского (Ист. ц. Апост.), прот. М. И. Богословского (Свящ. истор. Нового Завета), прот. М. Богданова (Кр. ист. Хр. Ц.), Ф. В. Фаррара (Жизнь Иисуса Христа), Жит. 12 апост. И. Крылова.
Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..