Что такое тщеславие: кто такой тщеславный человек значение этого греха

Грех тщеславия и борьба с ним

Тщеславие в вере православной — один из восьми смертных грехов, присущий каждому человеку, победить который можно только смирением, покаянием и возвеличиванием роли Бога в своей жизни.

Почему тщеславие — грех

Бог создал человека по образу Своему, наделил его теми качествами, которыми Сам пожелал. Кому-то дано больше, кому-то меньше, все по воле Творца.

Дьяволу не нравится смирение и покой в душах православных верующих, и сеет он семена греха, в виде зависти, чувства неполноценности, гордыни и превозношения, которые перерастают в тщеславие.

Тщеславие в вере православной — страшный смертный грех, ибо он разделил Царство Божье. Люцифер — прекрасный ангел, сын зари, возомнил себя равным Творцу, из-за своего бунта, причиной которому было тщеславие, гордыня, был сброшен на землю и в ад.

По словам Паисия Афонского тщеславие — постыдная и страшная вещь, ведь оно Ангелов превратило в демонов. Самолюбование и превозношение присущи каждому человеку, и борьба с этим грехом длится до самой смерти.

По словам Библии все, что обладает человеком, является грехом. (1Кор. 6:12)

Превозношение и его производные — гордость, гордыня, эгоизм становятся страстью, а человек — их рабом. У раба всегда есть властелин, и в этом случае это не Бог. Тщеславие поворачивает верующего спиной к Творцу, лицом к дьяволу, который все искажает в жизни христианина.

Важно! Самое страшное, что этот грех поражает всех, кто не наполнен Божьей благодатью, от прихожанина до священника высоко ранга, последнее намного ужаснее для самого человека, ибо он на вершине православия и под судом Всевышнего.

Первое, что попадает под атаку самолюбования, это смирение, основное качества православного верующего. Скрытый грех самопревозношения паразитирует на добродетелях.

Тщеславие вызывает бунт, развивая в человеке грешные страсти. Святые Отцы Церкви подчеркивали, что тщеславные помыслы ведут к падению послушания.

Тщеславие многолико

Тщетная слава — так можно разложить на два слова превозношение, стремление людей выглядеть лучше в глазах окружающего мира.

Основными проявлениями тщеславия является:

  • поиск славы;
  • желание выглядеть лучше во всех делах;
  • жажда почета, похвалы;
  • превозношение своих «надутых» достоинств;
  • «звездная болезнь».

Важно! Внешние признаки, такие как одежда, манера разговора, поведение можно увидеть с первого взгляда. Различить внутреннее превозношение можно только со временем или в критической ситуации.

Страсть к земному почитанию с точки зрения Бога является пустым звуком, ибо никаким образом не ведет к вечной жизни. Тщеславного человека больше волнует, что скажут о нем люди, чем то, что думает в этой ситуации Бог. Больной порочной страстью христианин не терпит упреков, назиданий, он постоянно ориентируется на окружение.

Тщеславные люди — двуликие, они в разных ситуациях ведут себя по-разному. Желая казаться лучше, гневливые становятся ласковыми, легкомысленные выглядят серьезными, обжоры — воздержанными в еде.

Тщеславие бывает внутреннее и внешнее.

Хорошую характеристику внутреннему самолюбованию дал Иоанн Лествичник:

Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет верх острием.

Напускное смирение, покаяние у тщеславных людей носят временных характер и обязательно проявляются в зависимости от обстоятельств.

Крик, гнев — порождение тщеславия

О гневливости, необузданном крике предупреждает преподобный Антоний Великий, который относит превозношение над ближними к греху.

Любой нераскаянный грех ведет к смерти. Апостол Павел писал, что никакой грех не должен господствовать над христианами. (Рим.6:14)

Эгоизм

Эгоизм является одним из оттенков превозношения, гордости, гордыни. Эгоист сам не находит покоя, но и другим не даст жить в радости.

Стоящий на своем убеждении эгоист — христианин скорее «лоб разобьет», чем признает себя неправым. Эгоизм рождает страх потерять уважение, пусть ложных, но соратников.

Упорство, упрямство эгоистов — страшная сила, страсть, которой тщеславный больной накрывает себя все больше, не желая выздоравливать.

Гордыня и презрение

Человек, ходящий во мгле гордости, практически никогда не замечает достижений окружающих его людей. Чужие дарования у гордеца вызывают не радость за друга, а зависть и чувство самоунижения. К человеку, постоянно занятому самим собой, никогда не дойдут высокие мысли от Бога.

Гордец с презрением относится ко всему, что его окружает, будь-то совет, наставление или порицание.

Превозношение будет постоянно держать верующего, страдающего гордыней, в подвешенном состоянии. И пока он не опустится на землю и не признает себя грешником, Царства вечного ему не видать.

Мнения священнослужителей

По словам святителя Василия Великого презрение является началом гордыни, тщеславия.

В записках митрополита Антония Сурожского сказано, что тщеславный человек всегда ставит себя в центре событий, считает свои умозаключения критерием истины.

Над гордецами нет судьи, даже Божьего, кроме него самого. Тщеславие от гордыни отличается тем, что самовлюбленный человек жаждет поклонения и возвеличивания, а гордец ко всем относится с презрением.

Совет! Победить превозношение, самолюбование можно только презрением к нему, признав готовность предстать перед судом Божьим, оторвавшись от бесовской лжи о самом себе.

Богатому Закхею было не важно мнение людей о его поступке, когда богач небольшого роста забрался на дерево, как мальчишка, чтобы обратить на себя внимание Иисуса Христа. Закхей отбросил всякий стыд перед людьми, ему было все равно что скажет мир, самым главным для мытаря было пригласить Христа в свой дом и жизнь. (Луки 19:5)

Очень четко описал сластолюбие святитель Иоанн Златоуст, сравнив его со сменой погоды, дня и ночи. Так и тщеславный человек никогда не насытиться своим самолюбованием, пребывая в радости и унынии.

Преподобный Исаак Сирин подчеркивает, что истинно духовный христианин всегда будет считать себя хуже и ниже всех.

Как излечиться от тщеславных помыслов

Как это не звучит абсурдно, но основной почвой для гордыни в православии являются добрые дела. Библия пишет, что вера без дел мертва (Иак. 2:17), но сделав кому-то добро, тотчас следует забыть о нем, не хвалить себя, не восторгаться собой даже глубоко внутри.

Заметив глубокое удовлетворение внутри себя после сделанного дела или совершенного поступка, рассуждайте, кто дал силу и кому принадлежит слава. При первых проявлениях самолюбования надо помолиться, призвав Иисуса на помощь, поставить для сатаны барьер.

«Отойди от меня, сатана. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».

При выполнении любого дела православные верующие обязательно просят помощи и благословения у Святой Троицы, Святой Девы Марии и Святых. При благополучном исходе воздаем хвалу

Тому, Кто помог, не приписывая себе никаких заслуг. Бог дает:

  • силы и веру в исцеление;
  • помощь немощным и бедным;
  • средства для помощи людям;
  • деньги для строительства храмов и пожертвований.

Хороший голос, звучащий в хоре или умение передать духовную сущность святого лика — дары от Бога, в них нет заслуги человека. В притче о талантах Иисус как раз и говорит о таких случаях, когда хозяин, уезжая, оставляет рабам по таланту, а потом требует отчета. Один закопал талант, чтобы не потерять, и был изгнан, а другой приумножил свои деньги, за что получил столько же. (Мат.25:15)

Одаренные люди должны помнить, они — хорошие рабы, которых ожидает награда на Небеса, но таланты принадлежат Богу. Дьявол обязательно сыграет на возвышении самомнения, лести и похвале. Православный христианин постоянно должен помнить, все в жизни дано Богом, это Его заслуга, только Ним гордимся.

Святоотеческие правила подчеркивают, что главное оружие в борьбе с самопохвалою — ничего никогда не приписывать самому себе.

О духовной жизни:

Самое опасное — внутреннее тщеславие. Делаешь — гордишься, не делаешь — снова возникает самодовольство. Благодать выдержать пост, сила проводить в молитве часы, умение смиряться — все от Бога. Сатана только и ждет, чтобы подставить подножку христианам, используя горе и радость.

Чем больше человек наполняется духовной силой, тем выше становятся искушения от страсти тщеславия, которые ведут к болезненному падению. Излечиться от тщеславия поможет отказ от человеческой суеты. Бог помогает тем людям, которые стараются во всех делах оставаться на последнем месте во время похвалы, теряясь в тени славы. Кротость и смирение являются основным оружием против страсти превозношения.

Совет! Прекрасное лекарство от тщеславных помыслов — тайноделание, когда плоды сделанных дел остаются в тайне.

Все делается с постом, молитвой, осторожно охраняется от посторонних глаз и хвалы. Грош цена тем христианам, которые направо и налево рассказывают, сколько дней они в строгом посте, как им тяжело, при этом, даже не подозревая, что дьявол уже украл результаты аскетического подвига воздержания.

При первых признаках обнаружения в себе страсти тщеславия следует ухватиться за помощь, дающуюся свыше, молитву раскаяния.

Господи, не дай мне возмечтать о себе как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго. Аминь.

О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие триединому Богу, ты молитвенно взывал: «Имя Тебе Любовь: не отвергни мене заблуждающагося. Имя Тебе Сила: укрепи мене, изнемогающаго и падающаго. Имя Тебе Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе Милость: не преставай миловати мене». Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойныя плоды покаяния и неосужденно причащатися святых Христовых Таин: силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей врагов видимых и невидимых избави: светом лика твоего служителей и предстоятелей алтаря Христова на святыя подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святыи обители озари: умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани; расточенныя собери, прельщенныя обрати и совокупи святей соборней и апостольстей Церкви: милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждующих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави: во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к невечернему свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней – мертвых, живых и грядущих – не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена). Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости. Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира – Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижника-ми Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией. Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребити любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли. Такожде и земному Отечеству твоему – земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже всемощным омофором Матере Божия покрываему, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти, Креста Животворящаго силою, и в любви Божией неоскудеваему утвердитися. Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит. Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божию согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудренном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатной любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися. Да тако, творяще Его всясвятую волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как реагировать на похвалу и критику

Людям свойственно благодарить и хвалить за хороший поступок другого человека, который при этом должен не принять хвалу, а отдать всю славу Богу, трудясь ради Творца.

Люди могут говорить, что видят в вас Христа, слава Богу, но это заслуга не христианина, а высших сил.

Жена или муж, живущие в невенчанном браке и показывающие пример смирения, терпения и любви, а не превозношения, могут взрастить побуждение другой половины прийти под покров Церкви.

Читайте также:  Толкование святыми отцами апокалиптического откровения Иоанна Богослова

В тот момент, когда звучит хвала, следует ответить, что вся слава принадлежит Богу, а мы только исполнители.

По словам Иоанна Лествичника, поругание и бесчестье должны рождать терпение и смирение. Всякую критику надо принимать в виде навоза и удобрения для духовного роста.

Великая благодать от Всевышнего Творца для христиан в победе над тщеславием состоит в умении:

  • смиряться;
  • видеть свою немощь;
  • знать духовные силы;
  • оставаться самим собой.

Важно! Христианский подвиг угоден Богу только тогда, когда христианин пребывает в постоянном рассуждении и борьбе с тщеславием.

Тщеславие это замаскированный грех

Что такое тщеславие

Человек, согрешив в раю, заразился многими порочными стремлениями, то есть страстями. Одной из них является тщеславие. Тщеславие — что это?

“Тщеславие есть суетное желание и искание временной похвалы человеческой” (святитель Игнатий Брянчанинов. «Аскетическая проповедь»). Оно появляется от “от глубокого неведения Бога или от глубокого забвения Бога” (там же).

Эта страсть ищет не самой добродетели, а только похвалы за добродетель. Ещё более порочным является тщеславие суетным и греховным. Апостол Павел пишет о таких людях: “…и слава их в сраме…” (Филип. 3:19). Святые Отцы приводят различные проявления тщеславия. Хвастовство, лукавство, лесть, человекоугодие, зависть, притворство и стыд исповедовать свои грехи (преподобный Кассиан Римлянин «О восьми страстных помыслах»). Тщеславие является поводом ко множеству грехов для христианина.

Проявления тщеславия

Самым пагубным проявлением тщеславия является лицемерие. “Лицемерство рождается от тщеславия” (святитель Игнатий Брянчанинов). Тщеславие побуждает человека совершать поступки для того, чтобы прославиться перед людьми. Христос в Евангелии указывает на то, что тщеславные “все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди” (Мф. 23:5).

Такой человек лишает себя награды за доброе дело от Бога. Тщеславие — грех немаловажный. Ещё более порочным становится окрепшее, овладевшее человеком тщеславие.

Святитель Игнатий продолжает: “Ужасны тщеславие и лицемерие в зрелости своей, когда они возобладают человеком и обратятся в правило деятельности, в характер. Ими образуется фарисей, нуждающийся в личине добродетели только для того, чтобы свободнее и успешнее утопать в злодеяниях.”

Тщеславие побуждает человека прибегать к разным ухищрениям для создания хорошего мнения о себе перед людьми. Такой человек идёт даже на тяжёлые нарушения Закона Божия для сохранения личины праведности.

Следует отметить, что возросшее тщеславие стало причиной отвержения Самого Спасителя фарисеями. Христос обличал нечестие фарисеев. Это обличение было несносным для них, и они решились на ужасное преступление. При своей внешней относительной безобидности тщеславие — страшный по своим последствия грех. Человек взращивает внутри самое лестное представление о себе. И когда реальность пытается эти представления — “я самый-самый” — разрушить, мы готовы на самые страшные поступки. Лишь бы только сохранить иллюзию о самих себе.

Преподобный Иоанн Лествичник называет тщеславие идолопоклонством. Как же бороться с тщеславием? Приведём советы Святых Отцов.

Тщеславие — страсть под маской добродетели

“Тщеславие – духовный недуг. Оно овладевает теми, кто утратил страх Божий или не стяжал его” (святитель Николай Сербский).

Особая опасность тщеславия состоит в скрытом характере этой страсти. Тщеславный человек даже самые неприглядные свои действия не осознаёт как нечто плохое. Он думает, что поступает правильно и оправданно. У него голос совести практически не слышен, он видит себя только в хорошем свете. И в этом причина того, что тщеславному человеку невозможно покаяться. Ведь он не видит своих грехов, не осознаёт их таковыми.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин так писал о тщеславии:

“Прочие страсти, при противоборстве противоположных им добродетелей, открыто, как бы ясным днем воюющие, удобнее можно победить; а эта, прильнув к добродетелям, вмешавшись в строй войска, сражается, как в темную ночь, и потому коварнее обманывает не ожидавших и не остерегавшихся ее”.

Как побороть тщеславие

Христос повелевает в Евангелии все добрые дела творить втайне, лишь перед взорами Бога (Мф. 6:1-18).

“Господь повелел умерщвлять тщеславие свойственным ему гладом. Он повелел тщательно укрывать все добрые дела от взоров человеческих” (святитель Игнатий).

Ещё в Ветхом Завете Бог велел: “при всяком приношении твоём приноси Господу Богу твоему соль” (Лев. 2:13). По объяснению Святых Отцов соль жертвы израильтянина — это мысль и цель богоугождения христианина в каждом его добром деле.

Необходимо мотивировать все наши добрые дела угождением Богу. Страсть тщеславия является весьма тонкой и трудно осозноваемой (преподобный Кассиан Римлянин). Она зачастую имеет ещё более тонкое своё проявление: самоугождение, удовлетворение собой. Тщеславный человек — это идолопоклонник, он приносит дар не Господу, а своему “я”.

Святые Отцы указывают на важный признак такой коварной страсти.

“Если ты не имеешь сердечного плача, — ты имеешь тщеславие” (преподобный Варсонофий Великий).

Отсутствие в сердце умиления, памяти и сокрушения о своих согрешениях является признаком того, что человек увлёкся тщеславными мыслями и чувствами. Необходимо усилить внимательность к себе, вспомнить о своих бывших прежде грехопадениях, о своих слабостях.

Полезно помнить слова Спасителя:

“Так и вы, когда исполните всё, повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать” (Лк. 17:10).

Тщеславие — враг современного человека

“Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям” (преподобный Иоанн Лествичник).

Безусловно, в борьбе с тщеславными мыслями и чувствами необходима молитва, сопровождаемая коленопреклонениями и поклонами. Молитва является мечом в борьбе с любыми греховными помыслами, в том числе и тщеславными.

Святитель Игнатий советует христианину чаще думать о Божественном величии и греховности человеческой. Он добавляет: “истинное смирение — от богопознания”.

Протоиерей Андрей Ткачев говорит:

«Люди тщеславны, они желают быть калифом хоть на час. Они не могут реализовать свои амбиции сами и перекладывают груз этих амбиций на своих детей. И те вынуждены лишаться своего детства из-за тщеславных прихотей своих родителей. Наше тщеславие – это наказание наших детей. Дайте им быть теми, кем они являются и кем они хотят быть по своим талантам».

Также и Церковь помогает христианину, добавляя в богослужение покаянные последования. Они напоминают ему падение человеческой природы, её немощь, её нужду в помощи Божией и избавляют от тщеславного упоения.

Протоиерей Сергей Филимонов в книге «Борьба со страстями» пишет:

«Поблажки себе на духовном пути – разрушительная вещь. Именно демон тщеславия хочет остановить твое излечение и преображение, успокаивая предыдущими трудами, постами и заслугами. Но если у тебя хроническое заболевание – оно было и вчера, и будет сегодня и завтра. И если ты принимал лекарства вчера, а все они имеют свой срок действия, это не значит, что их не надо принимать сегодня. Ибо, если не будут они приняты вовремя, болезнь может возобновиться с прежнею силою. Точно так же, если ты вкушал пищу вчера. Это не значит, что не будешь нуждаться в ней завтра, и не надо трудиться, чтобы заработать средства для пропитания».

Победив коварную страсть тщеславия, великие святые, при изобилии добродетелей и совершённых чудес, продолжали считать себя грешными людьми и пребывали в смирении. Тем более это касается нас, обыкновенных верующих, желающих спасения.

Молитвы при тщеславных помыслах

Молитва святого Иоанна Кронштадтского

Го́споди, не дай мне возмечта́ть о себе́ как бы о лу́чшем кого́-ли́бо из люде́й, но ду́мать как о ху́дшем всех и никого́ не осужда́ть, а себя́ суди́ть стро́го. Ами́нь.

Молитва святому праведному Иоанну Кронштадтскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, святы́й пра́ведный о́тче Иоа́нне Кроншта́дтский, па́стырю ди́вный, ско́рый помо́щниче и ми́лостивый предста́телю! Вознося́ славосло́вие Триеди́ному Бо́гу, ты моли́твенно взыва́л: «И́мя Тебе́ Любо́вь: не отве́ргни мене́ заблужда́ющагося. И́мя Тебе́ Си́ла: укрепи́ мене́, изнемога́ющаго и па́дающаго. И́мя Тебе́ Свет: просвети́ ду́шу мою́, омраче́нную жите́йскими страстя́ми. И́мя Тебе́ Мир: умири́ мяту́щуюся ду́шу мою́. И́мя Тебе́ Ми́лость: не престава́й ми́ловати мене́». Ны́не благода́рная твоему́ предста́тельству всеросси́йская па́ства мо́лится тебе́: Христоимени́тый и пра́ведный уго́дниче Бо́жий!

Любо́вию твое́ю озари́ нас, гре́шных и немощны́х, сподо́би нас принести́ досто́йныя плоды́ покая́ния и неосужде́нно причаща́тися святы́х Христо́вых Та́ин: си́лою твое́ю ве́ру в нас укрепи́, в моли́тве поддержи́, неду́ги и боле́зни исцели́, от напа́стей враго́в ви́димых и неви́димых изба́ви: све́том ли́ка твоего́ служи́телей и предстоя́телей алтаря́ Христо́ва на святы́я по́двиги па́стырскаго дела́ния подви́гни, младе́нцем воспита́ние да́руй, ю́ность наста́ви, ста́рость поддержи́, святы́ни хра́мов и святы́я оби́тели озари́: умири́, чудотво́рче и прови́дче преизря́днейший, наро́ды страны́ на́шея, благода́тию и да́ром Свята́го Ду́ха изба́ви от междоусо́бныя бра́ни; расточе́нныя собери́, прельще́нныя обрати́ и совокупи́ святе́й собо́рней и апо́стольстей Це́ркви: ми́лостию твое́ю супру́жества в ми́ре и единомы́слии соблюди́, мона́шествующим в дела́х благи́х преспея́ние и благослове́ние да́руй, малоду́шныя уте́ши, стра́ждующих от ду́хов нечи́стых свободи́, в ну́ждах и обстоя́ниих су́щих поми́луй и всех нас на путь спасе́ния наста́ви: во Христе́ живы́й, о́тче наш Иоа́нне, приведи́ нас к невече́рнему све́ту жи́зни ве́чныя, да сподо́бимся с тобо́ю ве́чнаго блаже́нства, хва́ляще и превознося́ще Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Что означает грех тщеславия и как от него избавиться: полезные советы

Что означает тщеславие

Если прибегнуть к морфемному разбору этого слова, мы увидим две его основные составляющие: «тщетность» и «слава». Толковый словарь Даля дает следующую дефиницию: человеческая склонность к незаслуженным восхвалениям, почестям, присвоению себе несуществующих личностных качеств. Тщеславный человек стремится всегда быть на первом плане, завладеть фокусом внимания, любыми средствами добиться всеобщего уважения.

Семь смертных грехов и их проявление

Альфред Адлер, австрийский психиатр, называл таких людей «заполненными собой до отказа», когда для окружающих просто не остается места. Однако не стоит путать гордыню с эгоизмом. Первое – тяжкий грех, а вот второе является почвой, на которой взращивается эта пагубная страсть. Эгоцентрик еще может осознавать свое поведение, а вот тщеславная личность пренебрегает чужими чувствами и отношением вслепую, не отдавая себе отчет.

Честолюбие тоже отличается от тщеславия, но между ними проходит более тонкая грань. Первое качество помогает добиться успехов, заслуженного признания и уважения. Однако нередко оно незаметно переходит в гордыню, когда человек начинает заниматься самолюбованием с оглядкой на свои прошлые достижения.

Православие называет гордость смертным грехом. Хвастун зацикливается на себе, перестает быть полезным обществу, забывает о духовном развитии. Часто грешник сравнивает себя с Богом, возвышая свою личность, мнит себя всесильным. Не замечая никого вокруг, у него портятся отношения с близкими, рушится семья, начинаются проблемы на работе.

Однако, если посмотреть на самолюбие с точки зрения психологии, у этого качества можно отыскать пару плюсов. Во-первых, оно часто является импульсом для новых начинаний. Во-вторых, у амбициозного человека больше шансов добиться успехов и получить заслуженное признание.

Видео «Как распознать тщеславие?»

В этом видеосюжете рассказывается о проявлении греха.

Возможные причины

Как правило, корни проблемы под названием «тщеславие» уходят глубоко в детство. С ранних лет жизни родителями формируется самооценка ребенка, которая впоследствии определит его характер. Нередко малыша переоценивают, балуют вниманием или чрезмерной похвалой. Все это становится крепким фундаментом для развития гордыни. Однако не всегда причиной чрезмерного хвастовства является воспитание. Психологи называют еще несколько факторов:

  • внутренний конфликт, приводящий к тому, что человек перестает адекватно воспринимать реальность;
  • невозможность принять какой-то свой недостаток, что приводит к отождествлению себя с выдуманным персонажем;
  • незаслуженное признание в прошлом или преувеличенная похвала;
  • комплекс неполноценности, когда все сказанные слова принимаются на свой счет;
  • защитная реакция на недооцененность в прошлом;
  • плохое отношение одноклассников, однокурсников или коллег, которое понизило самооценку.

Характерные проявления

Тщеславие, в отличие от других грехов, не заметить сложно. Психологический портрет такого человека получается довольно ярким:

  • бурная реакция, иногда даже агрессивная или неадекватная, на объективную критику;
  • неприкрытое самолюбование, получение удовольствия от лести;
  • громкие, красивые слова, неподтвержденные действиями;
  • абсолютная бесполезность для общества, доходящая до паразитизма;
  • постоянное выпячивание напоказ своих эмоций и чувств;
  • неуместное высказывание личного мнения, рьяные попытки доказать свою правоту;
  • унижение более слабого оппонента для повышения самооценки и демонстрации превосходства;
  • совершение добрых дел ради похвалы;
  • неприкрытая зависть к более успешным людям;
  • нежелание выслушивать чужое мнение.

Стоит отметить, что окружающие сразу вычисляют хвастуна, переставая испытывать к нему искренние чувства, кроме жалости. Некоторые пользуются слабостью своего начальника, чтобы через лесть добиться повышения по службе или надбавки к зарплате.

Добившись благодаря гордыне высокого положения, тщеславные люди нередко больно падают вниз, не сумев рассчитать свои возможности. У них часто рушатся семьи, портятся отношения с родственниками и друзьями. Высокомерные женщины редко привлекают мужчин, им сложно выстроить нормальные отношения со своими детьми. Самолюбивым мужчинам тоже сложно сохранить крепкую семью, ведь их внимание сконцентрировано только на себе.

Избавляемся от страсти

Чтобы победить тщеславие, необходимо признать этот грех, искренне захотеть от него избавиться. Надо быть готовым к долгой и тяжелой работе, однако это не значит, что нужно опускать руки. Можно заручиться помощью духовного наставника или обратиться к психологу. Усмирить страсть помогут молитвы, посещение храма, а также усердная работа над собой:

  • присмотритесь к более успешным личностям, постарайтесь оценить их достижения объективно;
  • почитайте биографии известных людей, которые добились славы и остались при этом целостными;
  • будьте благодарны тем, кто помог вам добиться успехов;
  • обсудите свою слабость с психотерапевтом, если чувствуете, что не справляетесь в одиночку;
  • постарайтесь замечать настроение и эмоции окружающих;
  • научитесь помогать нуждающимся бескорыстно;
  • будьте прагматиком.

Бескорыстная помощь как способ избавления от греха

Как уберечься от греха

Разница между лечением и профилактикой заключается в том, что последнее сделать проще. Чтобы не впустить в свое сердце тщеславие, нужно постоянно контролировать себя:

  • помните, что слава – это результат тяжелой работы;
  • прислушивайтесь к критике, относитесь уважительно к советам знающих людей;
  • здраво оценивайте свои возможности, ведь с достигнутых высот всегда можно упасть;
  • меньше говорите, больше делайте;
  • ставьте перед собой четкие цели, ограничивая их временными рамками;
  • каждая новая цель должна быть сложнее предыдущей;
  • придумайте себе хорошую мотивацию.

Взгляд на себя со стороны помогает вовремя увидеть недостатки и устранить их.

Гордыня, как и все остальные грехи, не красит человека. Церковь очень строго относится к тщеславным людям, ведь они ставят себя на одну ступень с Господом Богом. Однако не стоит забывать, что страсти отдаляют от Всевышнего, а потому их нужно нещадно искоренять.

Читайте также:  Десять Божьих заповедей: толкование в православии, перечень семи смертных грехов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Часть 11. Тщеславие

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Тщеславие – это стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Почему пустой, тщетной? Ведь люди порой стремятся к действительно весьма высокому положению в обществе, их амбиции безграничны.

Слово «тщетная» имеет также значение «тленная, скоропроходящая». Любая слава земная, по сравнению с той, что уготовал Господь любящим Его, лишь прах и пепел, пар, поднимающийся от земли и тут же исчезающий. Но слава земная тщетна не только в масштабах вечности. Даже в краткий период нашей земной жизни слава, высокий пост, должность, известность – вещи самые ненадежные и недолговечные. Но, тем не менее, очень многие люди стремятся к славе, почету и уважению. А некоторые делают из этого идола, превращая тщеславие в самоцель. Но не только всецело одержимые этой страстью страдают от тщеславия. К сожалению, в разной степени тщеславие присуще всем нам. Каждому хочется выглядеть в своих глазах, а главное – в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. Любому из нас приятно, когда его хвалят, ценят, а не ругают. Почти каждый стремится занять не последнее положение в том социуме, в котором он вращается. Но не этому учит нас Господь.

Однажды приступили ко Христу «мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: “Чего ты хочешь?”. Она говорит Ему: “Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем”. Иисус сказал в ответ: “Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?”. Они говорят Ему: “Можем”. И говорит им: “Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим”. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”». (Мф. 20: 20–28).

Ни эта женщина, ни апостолы не знали еще, что должен претерпеть Господь в земной жизни. Они, как и все тогдашние иудеи, представляли мессию как земного царя, который освободит их от ненавистного римского владычества, восстановит израильское царство, где даст евреям власть и привилегии.

Тщеславие прикровенное и явное

Тщеславие может быть страстью, смыслом жизни, а может быть мелким, бытовым, но это не значит, что оно не опасно, ведь и могучее дерево вырастает из маленького семечка, и «с голубого ручейка начинается» большая река.

Нередко на исповеди можно наблюдать такую картину. Приходит человек, ходивший в храм всю сознательную жизнь, и начинает вроде бы исповедоваться, а вроде бы и нет: «Да, я, конечно, грешен (как и все) тем-то, тем-то и тем-то. Словом, делом и помышлением, но это все так, по чистой случайности, по недоразумению, а вообще-то я примерный христианин, хожу в церковь, читаю Евангелие, делаю добрые дела». Притом такой человек, естественно, знает тот отрывок из Евангелия от Луки, который читается в церкви в Неделю о мытаре и фарисее, перед Великим постом. Фарисей говорит о себе: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 11–12), но к себе он эти евангельские слова, конечно, не относит. Или похожая ситуация: женщина, пожилая, на исповеди называет грех, например: «Раздражаюсь, гневлюсь», а потом со всеми подробностями описывает, как и кто ее к этому греху подтолкнул: «Ну, как тут не согрешишь, опять зять пришел выпивши, мусор не вынес, вот и поругались. А так я хорошая, да и вообще это не я, а он меня прогневал». Такая исповедь, конечно, никакой пользы не принесет. Ибо построена она на тщеславии. Человек боится даже у аналоя, перед священником показаться хоть чуть-чуть хуже, чем он про себя думает. Но перед Богом-то мы не покажемся чище, чем мы есть!

В таких ситуациях даже молодым батюшкам все ясно: человек находится в плену мелкого тщеславия, боится уронить свое имя (или, как сейчас модно говорить, имидж) благочестивого христианина или усердного прихожанина: не дай Бог сказать что-нибудь лишнее, что может бросить на него тень и изменить мнение о нем.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что одним из проявлений тщеславия является «стыд исповедовать грехи свои, сокрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство, самооправдание».

Почему святые отцы, подвижники, победившие, казалось бы, все страсти, видели свои грехи бесчисленные, как песок морской? Именно потому, что они побороли тщеславие и стяжали смирение. Им незачем было казаться в своих глазах и глазах других людей менее грешными, чем они есть. Приближаясь к Богу, они видели себя ничтожными перед величием Творца. Помните, как авва Дорофей спросил одного из знатных горожан городка Газы: кем он будет почитать себя, когда приблизится к императору Византийской империи? И тот ответил: «Почти бедняком». Чем ближе человек к Богу, тем объективнее он оценивает себя.

От тщеславия прикровенного, тайного перейдем к открытому. Тщеславие является очень мощным стимулом, помогающим людям добиться больших успехов. Посмотрим на так называемых «звезд», людей знаменитых, чья деятельность связана с искусством, шоу-бизнесом или спортом. Эти люди почти всегда служат идолу тщеславия. Они кладут на алтарь этого божества лучшие годы жизни, здоровье, семейное счастье, материнство. Все, что обычно для человека составляет огромную ценность, приносится в жертву тщеславию. Все ради одного: еще немного побыть на гребне славы, погреться в ее лучах. Известного оперного певца, который не так давно развелся с женой, спросили, что для него выше: семья или карьера, успех; он уверенно ответил, что ради роста в своей профессии принесет в жертву даже семью. Пение, музыка для него главное в жизни. Правильно говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где голосок – там и бесок». Бесок тщеславия.

А профессиональный спорт? Это же сплошное тщеславие. Детство, молодость, здоровье, все свободное время отдается для того, чтобы повесить на грудь позолоченный или посеребренный кружок из далеко не драгоценного металла. Усилия прилагаются нечеловеческие, организм работает на износ. Мне приходилось общаться с профессиональными спортсменами, почти каждая ночь для них – пытка, все тело, все старые травмы и переломы начинают болеть. Существует даже шутка: «Если у спортсмена с утра ничего не болит – значит, он уже умер». А сколько интриг, зависти и преступлений вокруг шоу-бизнеса, спорта и политики!

Если человек уже укоренился в страсти тщеславия, он не может жить без славы, жизнь теряет всякий смысл. Стареющие «звезды» используют любой скандал, даже сами их режиссируют и создают, чтобы еще хотя бы пару лет продержаться на вершине звездного олимпа. Хотя, казалось бы, уже все, что можно было, достигнуто, все награды, звания, регалии, богатства получены. Тщеславие – это наркотик, без него их жизнь невозможна. Тщеславие рука об руку ходит с завистью. Тщеславный не терпит конкуренции, соперничества. Он всегда первый и единственный. И если кто-то его в чем-то опережает, его начинает грызть черная зависть.

С человеком тщеславным, самовлюбленным, подверженным хвастовству, очень тяжело общаться. Ведь слово общение означает, что мы имеем с собеседником что-то общее, а тщеславного интересует только собственная персона. Его «эго», самолюбие превыше всего. Местоимение «я» и его падежные формы «у меня», «мне» занимают в его речи первое место. Это все, в лучшем случае, вызывает усмешки окружающих, а в худшем – раздражение, зависть и отчуждение. Наоборот, человек скромный, относящийся к себе с самоиронией, всегда приятный собеседник, у него много друзей, с ним приятно общаться. В разговоре он больше слушает, чем говорит, избегает многословия и никогда не выпячивает свое «я». Тщеславный, зараженный «звездной болезнью» человек рискует остаться один, ибо любит только себя и свое тщеславие.

Тщеславие может иметь не только грубые, прямые формы, но и рядиться в одежды смиренные, даже монашеские. Парадоксально, но тщеславный может даже совершать аскетические подвиги и гордиться своим «смирением». Питаемый тщеславием и врагом рода человеческого такой горе-монах может весьма преуспеть в своих «подвигах», но Господь обязательно смирит его. В Константинополе жили два брата, мирянина, они были весьма набожны и много постились. Один из них ушел в монастырь и стал иноком. Его навестил оставшийся в миру брат. Тут он увидел, что инок принимает пищу в обеденное время, и, соблазнившись, сказал ему: «Брат, в миру ты не вкушал пищу до заката солнца!». Монах ответил ему: «Это правда! Но в миру я насыщался через уши: пустые людские слова и похвала немало питали меня и облегчали труды подвижничества».

Когда мы затеваем какое-либо хорошее дело, нужно особенно быть настороже, чтобы не быть плененным тщеславием. Ведь очень часто, когда мы помогаем людям, нами в глубине души движет самолюбие и тщеславие, и, вроде бы совершив доброе дело, мы можем ожиданием суетной похвалы испортить весь труд. Трудящийся ради тщеславия и похвалы уже получает награду здесь, а значит, не получит ее из рук Творца. Иногда мы можем наблюдать, как легко и быстро идет дело, если нами движет тщеславие, и, наоборот, с каким скрипом и какими искушениями продвигается иной раз по-настоящему доброе дело, затеянное без тайного желания получить похвалу и самоудовлетворение. Если же мы в чем-либо преуспели, нужно почаще вспоминать слова пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9). И особенно полезно, если за труд нас не только не отблагодарят, но даже, наоборот, будут поносить. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Пей поношения как воду жизни». Вот такое дело, действительно, принесет пользу душе. А «за неблагодарных Бог благодарит», как говорил один мой хороший товарищ, ныне уже покойный.

Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду ради нее, а рождающемуся от этого смирению.

Тщеславие святитель Феофан Затворник называет «домашним вором», оно подкрадывается незаметно и похищает у нас тот труд, которые мы затеяли ради Бога и ближнего, и награду за него. То же происходит, когда мы из хвастовства начинаем рассказывать про свои добрые дела другим людям, сами у себя похищая возможность получить награду от Господа за них. Тщеславие может похитить и молитвенные труды, если они совершаются без смирения.

Борьба со страстью

Как же бороться с этим хитрым змием, который исподволь пролезает в душу и похищает наши труды, сводя их на нет?

Как уже неоднократно говорилось, противопоставлением ему противоположной добродетели – смирения. Например, известно, что самолюбие, обидчивость есть порождение тщеславия. Человек, не терпящий критики, легко ранимый, мгновенно обижается и как бы говорит себе: «Как они смеют? Ведь я не такой, я хороший! Как они могут так говорить?». И хотя нам это и неприятно будет услышать, но скорее всего, наши обидчики, критики правы. Ну, пусть не на все 100%. Ведь со стороны виднее. Мы представляем себя всегда лучше, чем мы есть на самом деле, прощаем себе многое, чего не потерпели бы в других. Так что есть о чем задуматься. Обидчивого критика повергает в уныние, а для умного человека она является стимулом для роста. Критика вообще бодрит и не дает почивать на лаврах, понуждает к исправлению. Мы должны не только не обижаться, но поклониться в ноги обидчикам как нашим воспитателям, которые вовремя «дают нам по носу» и подрезают крылья нашему тщеславию.

Обиду, как и гнев, нужно гасить, когда она еще является маленьким угольком, искрой, пока пламя обиды не разгорелось. Если в костер не подкладывать поленьев, он потухнет. Если обиды не «солить», ее не лелеять, а постараться поскорее забыть (или просто изменить свое отношение к критике, то есть принять ее к сведению), обида быстро пройдет.

Люди духовные, подвижники не только не боятся поношений, но и с радостью принимают, как будто напрашиваются на них, тем самым скрывая свои подвиги.

Старец Паисий Афонский рассказывал: «В одном монастыре Греции был обычай: за трудную работу давать братиям немного денег. Монахи хотели потрудиться побольше, а полученные деньги раздать бедным. Так делали все. Только один монах поступал по-другому. Никто никогда не видел, чтобы он подал милостыню хотя бы одному бедняку. И его прозвали Жадиной. Проходили годы. Все оставалось по-прежнему. “Вот скупердяй!” – думали другие монахи. Но вот пришло время перейти монаху, прозванному Жадиной, в жизнь иную, и он умер. Когда в окрестных селениях узнали про его смерть, в монастырь стали стекаться все жители, чтобы попрощаться с умершим. Они оплакивали его и сожалели о его смерти. А братия удивлялась. “Что сделал вам доброго этот человек, если вы так оплакиваете его?” – спросили они. Один крестьянин сказал: “Он спас меня!”. А другой добавил: “И меня!”. Оказывается, монах, которого прозвали Жадиной, копил деньги и покупал волов самым бедным крестьянам, чтобы они могли пахать землю и их дети не сидели бы без хлеба. Так он спасал их от голода и бедности. Как же были удивлены все те, кто считал монаха жадиной!».

У святителя Феофана также находим совет, как побеждать тщеславие смирением. Одной женщине он пишет: «Не присадиться в церкви хорошо. А придет тщеславие, нарочно присядьте, чтоб сказать помыслу, когда станет тщеславиться: сидела ведь и сама. Один отец, когда пришел помысл тщеславия, что много постится, вышел рано туда, где много народу бывает, сел и начал есть хлеб».

Читайте также:  Грех чревоугодия: определение, значение в истории мира, метод борьбы

Итак, будем помнить, что начинается тщеславие с мелочей: кому-то похвастались добрым делом, где-то с радостью приняли похвалу и лесть. А там уже недалеко до того, чтобы страсть поселилась в нашей душе. Чтобы этого не произошло, будем отслеживать тщеславие в самом начале, относиться к своей персоне критично и почаще произносить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».

Что такое тщеславие – путь к успеху или греховная страсть?

Что такое тщеславие? Возможно, это одно из качеств, свойственных человеческой личности? Или нечто большее, что связывают с успехом, почитанием, славой? А может, и что-то, таящее в себе опасность и способное привести к утрате самого ценного свойства человеческой души? Очевидно, что ответ не так прост, как кажется на первый взгляд.

Толкование понятия «тщеславие» можно встретить в разных источниках: словарях, работах психологов, произведениях художественной литературы. Более глубоко освещается эта проблема в трудах православных святителей.

Толкование словарей

Получить некоторое представление о том, что такое тщеславие, можно, обратившись к словарям русского языка.

У С. И. Ожегова оно означает высокомерное стремление человека к славе и почитанию. Автор приводит в виде пояснения такое состояние, как одержимость, которая, как правило, сопровождает тщеславие.

Значение слова в другом издании дополняется такими свойствами, как кичливость и явное желание выступать предметом почитания. Здесь Д. Н. Ушаков отмечает тщетность, пустоту подобных устремлений. Т. Ф. Ефремова подчёркивает, что это качество неоправданное, то есть не подтверждённое истинными заслугами человека.

Общее значение слова

В самом этом двусоставном понятии можно найти общий ответ на вопрос, что такое тщеславие. Происходит оно от двух слов. Одно из них – тщетный, характеризующий напрасность и пустоту, второе – слава, или, собственно, цель всех этих устремлений. Дословно его значение можно передать как “тщетная жажда славы”, или услаждение себя надменным самолюбием. Это внутреннее стремление доказать собственное превосходство над всеми остальными. Это не только характерная черта болезненного самолюбия, но и довольно часто один из основных мотивов к саморазвитию.

Мнение психологов

Обратимся к науке с вопросом о том, что такое тщеславие? Определение, предложенное психологами, отображает его как одно из социально-психологических качеств человеческой личности, выражающееся в его явных стремлениях к почитанию, славе. На этой почве происходит переоценка собственных способностей и возможностей.

Растущая потребность казаться лучше всех остальных приводит к гипертрофии самолюбия и росту того, что называют словом “тщеславие”. Значение слова можно представить также, как один из способов коварного самообмана, корень которого спрятан под ворохом иллюзий о собственном величии. Такое самовозвеличивание может привести к опасным последствиям в виде “звёздной” болезни.

Тщеславие в современном мире

Сегодня человек, боясь оказаться хуже других и будучи зависим от мнения окружающих, устремляется к целям, которые уводят его от самого себя. Ведь как часто бывает: внешне обладая всяческими “атрибутами” хорошей жизни, он может быть глубоко несчастным внутри. Здесь может быть полная пустота и разочарование. Возможно, что, приобретая блага цивилизации и постоянно думая о них, человек пытается защититься от той пустоты, которая у него в душе.

Современный информационный мир способствует развитию тщеславия. Сегодня все в нём создано для того, чтобы иметь возможность быть на виду окружающих, демонстрировать себя, уровень благосостояния, свои достижения в работе, бизнесе, и даже в личной жизни.

Тщеславие оправдано, поскольку признано тем стимулом, который позволяет людям добиваться огромных успехов. Яркий пример тому – знаменитости, деятели шоу-бизнеса, спорта или искусства. Люди, служащие идолу тщеславия и отдающие ему все, что для нормального человека бесценно – материнство, здоровье, семью, лучшие годы своей жизни. И всё это ради того, чтоб ещё погреться в лучах славы.

Проблема эта не нова. Достаточно обратиться к произведениям живописи и литературы, и становится понятно: поиск ответа на вопрос о том, что такое тщеславие, был актуален во все времена.

Православие

В поисках ответа на тот же вопрос обратимся к религии. Итак, что такое тщеславие? В православии об этом греховном свойстве души человеческой сказано немало. Преподобные отцы видели его коварную природу и отмечали, что порок сей скрытый, многоликий и тонкий. Он способен искушать человека не только плотски, но и духовно, прирастая как к греховному, так и к добродетельному.

Василий Великий определяет тщеславным того, кто способен делать или молвить что-либо лишь ради одной мирской славы. Отношение к последней у святых отцов совершенно иное, нежели у людей светских. Ведь никакая слава на земле не может сравниться с той, что уготована Богом для любящих его. Все земное превращается в прах и сравниться может лишь с паром, который, появившись, тут же исчезает.

Отвечая на вопрос, что такое тщеславие человека, православие зовёт его бороться с этой страстью, которая тянет за собой множество других грехов:

  • человекоугодничество;
  • идолопоклонство;
  • чревоугодничество;
  • гордость.

То, как человек думает о себе, определяет направление всей его жизни. Известно, что, восходя на более высокую ступень, он начинает ощущать себя по-другому: умнее, красивее или просто лучше других.

В православии все должно быть наоборот. Здесь внешние преимущества – это полная пустота. Чем больше человек поднимается по лестнице жизни, тем более остро он ощущает, насколько недостоин этого подъёма, ведь уровень развития здесь определяется степенью смирения. И Господь будет судить не столько по делам, сколько по сердечным намерениям. Человек, делая добро, которое предназначается не для Бога, а с целью показать, что он лучше других, по тщеславию своему лишь отдаляется от Бога.

Корень такого поведения кроется в падшей природе людей, и если не бороться с этим сознательно, то можно упасть очень низко.

Как побороть в себе тщеславие

В некоторой степени ответив на вопрос, что такое тщеславие, разберёмся, как можно бороться с этим недугом.

Первое – стараться быть честным не только с окружающими, но и с самим собой. Признавать свои недостатки и работать над ними.

Второе правило – адекватно воспринимать критику. Конечно, сложно хорошо относиться к тому, кто нас ругает. Нужно при этом помнить, что тем самым он приносит нам неоценимую пользу, указывая направление развития.

Третье – осторожно с похвалой! Она может иметь совершенно иные корни, которые никоим образом не связаны с её объектом. Это может быть желание приобрести расположение или просто сделать приятное и т. д. Всегда следует помнить об этом и стараться относиться к похвале критически.

Четвёртое правило состоит в том, чтобы ставить перед собой цели несколько выше своих возможностей. И по достижении их вспоминать о том, что есть в мире люди, которые достигли гораздо большего, но при всём этом остаются скромными и простыми.

Пятое правило от православного священника Дмитрия Смирнова, который предлагает не высказывать своего мнения до тех пор, пока не обратятся с вопросом или за помощью.

Что такое тщеславие и кто такой тщеславный человек в психологии

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня вы узнаете значение такого термина, как тщеславие. Выясните, по каким причинам оно развивается. Вам станет известно, как по человеку понять, что он обладатель тщеславного характера. Выясните, как необходимо бороться с тщеславием, и как себя предостеречь.

Что это

Тщеславие – это стремление человека приобрести славу, которая, по сути, является пустой. Наличие данной черты характера является недостатком его обладателя, портящим жизнь, провоцирующим возникновение многих сложностей. Немалой проблемой является то, что тщеславные люди не осознают наличие этого недостатка, вообще не замечают за собой тщеславных поступков. Нередко тщеславными являются талантливые, творческие и публичные люди. Синонимы тщеславия — это гордыня, надменность, заносчивость, высокоумие.

Тщеславный человек старается преуспеть в различных сферах жизни. Он жаждет занимать максимально высокий уровень в карьере, желает, чтоб на него смотрели с восхищением. Обладатель тщеславия жаждет славы, не прикладывая никаких усилий, хочет быть популярным, обладает патологически высокими амбициями. Таким индивидам жизненно необходимо, чтоб их хвалили, ими восхищались, их прославляли.

Возможные причины

  1. Результат внутреннего конфликта. Человек выдает желаемое за реальность, верит в то, что больше ему по душе. Внутриличностный конфликт рождается на фоне ситуации, травмирующей психику, или является результатом продолжительного влияния плохого семейного климата.
  2. Является искривленной компенсацией нехватки ряда чувств. Заостряя свое внимание на сильном недостатке определенных проявлений, индивид перестает трезво оценивать происходящее, в частности, это может наблюдаться, когда фальшивый имидж поддерживается длительный период времени.
  3. Надменное поведение может быть результатом излишне доброжелательного отношения в прошлом, преувеличение достижений индивида.
  4. Может быть последствием трудных взаимоотношений с членами семьи, которые оскорбляли, унижали достоинство ребенка, тем самым повлияли на развитие нездоровой психики.
  5. Отсутствие в жизни похвалы от окружающих приводит к тому, что человек начинает ценить любые слова, не понимая их значения, присваивает их себе. Когда другие люди не хвалят, он сам начинает себя восхвалять.
  6. Проявление защитной реакции. Человек пытается таким способом доказать, что его родители ошибались, что он чего-то стоит.
  7. Результат трудных лет учебы в школе. Если сверстники издевались, публично унижали одноклассника, они нанесли непоправимый вред его кругозору и самооценке.
  8. Результат неправильного воспитания. Когда в семье отсутствуют четкие границы поведения, нет запретов, ребенок растет, ощущая вседозволенность.

Характерные проявления

  1. Тщеславный индивид не может адекватно воспринимать критику, реагирует агрессивно, даже если она соответствует действительности.
  2. Обожает, когда ему льстят, упивается своей славой.
  3. Такой индивид говорит много, а делает мало. Все события закручиваются вокруг его персоны.
  4. Тщеславная личность бесполезна для общества, не приносит пользу другим людям.
  5. Не получает положительного отношения со стороны окружения. Кто-то может восхищаться, иногда завидовать, но не станет испытывать искренних чувств по отношению к нему.
  6. Выставляет свои мысли и чувства напоказ для того, чтобы захватить внимание большего количества людей.
  7. Желание унизить кого-то из своего окружения, чтобы получить ощущение своего превосходства.
  8. Выполняет хорошие дела для того, чтоб окружающие смогли восхититься тем, какой человек хороший.
  9. Сильная зависть по отношению к успешным людям.
  10. В общении не интересуется мнением других людей, оценивает собеседника свысока, лишь слегка окидывая взглядом.
  11. На работе тщеславные личности не редко добиваются успеха, но могут и падать из-за излишней гордыни.
  12. Тщеславный начальник обожает похвалу и лесть. От такого руководителя можно получить надбавки, если подобрать к нему правильный подход. Однако не стоит быть излишне навязчивым, перебарщивать с лестью.
  13. Такой индивид не может здраво оценить свои возможности, ведь наличие тщеславия влияет на увеличение количества положительных сторон в глазах самого человека.
  14. Наличие неадекватной самооценки влияет на искривленное восприятие личности окружающими. Люди видят в таком индивиде хвастуна.
  15. Нередко тщеславные личности теряют друзей, близких людей. Так как они не могут трезво смотреть на свою жизнь, понимать, что чувствуют другие люди, здраво оценивать сложившуюся ситуацию. В семье появляются проблемы, так как присутствует недопонимания. Тщеславный индивид требует от своих друзей и родных слишком многого, того, чего он и не заслуживает. Он хочет, чтоб его хвалили, уважали, хоть сам ничего для этого не делает.
  16. Женское тщеславие отталкивает мужчину. Барышня выглядит высокомерной. Такая девушка теряет подруг, ведь постоянно старается очернить их, превознося себя. Дети не будут с уважением относиться к матери, имеющей тщеславный характер, что приведет к семейным конфликтам.
  17. Мужчины, имеющие данную черту характера, нередко стремятся к тому, чтобы их женщины стали покорными рабынями, прислуживали их Великой персоне. Такой молодой человек будет искать себе в жены тихую, смирную девушку, которая будет восхищаться им, поддерживать его Величие. Если у такого мужчины и создастся семья, то он будет выставлять свои победы напоказ и не станет обращать внимание на успехи детей или жены. Такие союзы часто заканчиваются разводом.

Избавляемся от тщеславия

Если пришло осознание того, что у Вас присутствует данная черта характера, то самое время поработать над собой, чтобы от нее избавиться. Будьте готовы к тому, что на этот процесс уйдет немало времени, запаситесь терпением.

  1. Нередко избавиться от тщеславия помогает прагматизм.
  2. Самое время начать сравнивать свои успехи с достижениями других людей. Пора осознать, что рядом могут оказаться личности, гораздо умнее, успешнее или красивее.
  3. Задумайтесь над тем, сколько известных людей сумело прославиться на весь мир, не проявляя тщеславие.
  4. Празднуя свои достижения, отмечая победы, вспоминайте о том, что на пути к успеху Вам помогали и другие люди. Вы должны быть благодарны учителям, родителям и просто коллегам по работе.
  5. Развивайте в себе эмпатию, научитесь чувствовать и других людей, хватит думать только о себя, восхваляя свою персону.
  6. Оглянитесь вокруг. Наверняка, найдется кто-то, кому нужна Ваша помощь и поддержка.
  7. Если понимаете, что Вам не под силу совладать со своим тщеславием, не бойтесь обратиться за помощью к психотерапевту. Специалист поможет с определением причины, повлиявшей на развитие тщеславия, научит, как противостоять данной черте характера.

Как от него уберечься

  1. Если считаете, что стремитесь прославиться, то осознайте, что ничего не дается просто так, что слава приходит в результате каких-то достижений, заслуженного признания.
  2. Нередко тщеславие развивается на фоне какого-то успеха. Поэтому не допускайте возможности взлететь слишком высоко. Лучше выслушайте критику от людей, которых Вы уважаете. Так Вы сможете адекватно посмотреть на ситуацию, узнать о своих недостатках, проработать их.
  3. Всегда помните о возможных последствиях. Ведь за тщеславием идут падение, разочарование, потому как индивид не может здраво оценить свои слабые стороны.
  4. Прекратите пустословить. Ставьте перед собой цели и достигайте их. Первоначально это должны быть стремления, которые осуществимы в достаточно короткий промежуток времени. Достигнув этих целей, Вам необходимо поставить перед собой новые, более сложные.
  5. Определяйтесь с мотивацией. Помните о том, что намеченные цели должны быть обусловлены благородным делом, достижение их должно вызывать уважение. Так Вы сможете сохранить свою совесть и получить моральное удовлетворение.

Теперь Вам известно определение термина «тщеславие». Как видите, такую черту характера нельзя назвать положительной. Тщеславная личность теряет адекватную связь с действительностью. Нередко вслед за тщеславием приходит лень, праздность, безответственность, падение в глазах общества.

Ссылка на основную публикацию