Что означает сияние или нимб на головой у Бога, Ангелов и святых

Что такое нимб и что значит это сияние над головой у святых

Нимб вокруг головы святого — весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит то, что традиционно, при написании иконы, определяют пространство, которое занимает нимб. От этого зависит дальнейшее построение композиции.

Нимб главной фигуры должен находиться в вершине равностороннего треугольника (символ Пресвятой Троицы), стороны которого совпадают, по размеру, со сторонами основы (симметричность иконы — символ правильности, совершенства изображаемого горнего мира).

История нимба

Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме, и у многих язычников, и появилось задолго до христианства.

Само слово «нимб» идет от латинского «nimbus», означающего «облако». Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной.

Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.

Богословие нимба

Нимб — это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Об иконах в православии:

Нетварный Свет

«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.«(от Иоанна,1, 6-8)

По сути, можно сказать, что любая икона — икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон — это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)

Нимб на иконе — наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.

Итак, свет — это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый — свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Образы Спасителя

В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест — главный символ христианства. Крестом спасен мир. Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания, Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы. Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.

Кроме того, в круг нимба всегда вписаны три буквы — «ό ώ ν». Греческое слово όών означает «Сущий». Оно нужно, чтобы подчеркнуть, — Тот, Кто изображен здесь как человек, еще и Предвечный Бог, Причина всего бытия. Нимбы на некоторых (довольно редких) иконах Спасителя заключают внутри восьмиугольник. Два квадрата символизируют два мира и отличаются цветом.

Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой — цвет неба, духовного мира ангелов. Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, — символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой. Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.

Синий цвет в иконографии, как и черный («голубой — это как бы тончайшая мгла… Как желтый всегда приводит с собою свет, так же можно сказать, что голубой всегда приводит с собою нечто темное» П. Флоренский), может быть образом непостижимости Бога, Его непознаваемости и недоступности для нас.

Красный — цвет царя, символ всемогущества Христа.

Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг — вечность, то квадрат — потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков. На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Почитаемые православные иконы:

Православная икона — это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом. Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.

Что такое Нимб над головой?

На всех иконах Иисуса Христа, Богоматери и святых, вокруг их головы изображен светящийся диск. Мы знаем, что это сияние называют нимбом, но что оно собою представляет, объяснить можем с трудом. Что такое нимб над головой? Для чего он нужен? Может ли появиться у человека? Давайте разбираться по порядку.

Значение нимба с религиозной точки зрения

Нимб – это многозначный священный символ. На иконах изображается в виде светлого круга вокруг головы. Нимб это образ вечности, святости и божественной благодати.

На иконах Христа, внутри нимба изображен крест – главный религиозный символ христианства. Также на нимбе можно увидеть три буквы «ό ώ ν», которые в переводе с греческого означают «Сущий». Нимбы бывают разного цвета и форм. На образах можно увидеть круглые, квадратные, треугольные и даже шестиугольные ореолы. У каждого из них есть свое сакральное значение.

В иконописи очень серьезно подходили к выбору цвета. Со временем установилась символика, передающая через цвета определенный смысл образа. Так золотое и белое сияние означало райскую, божественную благодать; голубой нимб – связь с Небом и духовным миром ангелов; зеленое сияние – знак вечной жизни; красный ореол – символ мученической жертвы и Воскрешения.

Сущность нимба в науке

Ученые уже давно смогли доказать миру существование человеческой ауры. По-сути это биополе, которое защищает наше тело от внешней, негативной энергии. Аура в точности отражает наше внутреннее состояние. Все наши мысли, чувства, духовное и физическое здоровье объединяются в единую энергетическую оболочку. Верхняя часть, в частности голова, имеет защиту в виде ореола (нимба).

Чем сильнее у человека аура, тем легче ему противостоять негативным внешним факторам. Сюда можно отнести атаки энергетических вампиров и других людей, пытающихся влезть в личное пространство и нарушить внутренний духовный баланс. Аура может иметь форму кокона, перевернутого гриба или груши. В первом случае человек наиболее защищен. Две другие формы работают не в полную силу. Энергетический слой покрывает человеческое тело лишь частично, тем самым оголяя уязвимости.

Все наши мысли и действия мгновенно отражаются на ауре. Чем больше мы будем работать над своим духовным развитием, тем сильнее будет наше биополе и нимб сможет проявиться.

Что такое Нимб в эзотерике?

Давайте посмотрим как интерпретирует это понятие эзотерика.

Современные духовные целители уверяют, что нимб над головой не всегда является символом божественной святости. Прежде всего, сияющий ореол означает духовную чистоту и позитивную энергию. Таким образом, можно сделать вывод, что солнечная корона может проявиться у каждого из нас.

Человек представляет собой сложную энергетическую структуру. Люди умеющие генерировать внутреннюю чистую энергию, ощущают себя свободно и счастливо. Они находятся в гармонии с собой и окружающим миром. Такие люди излучают доброту и благодать. Они упорно работают над своим духовным развитием, и каждый день становятся на шаг ближе к истинному, божественному совершенству.

Нимб над головой представляет собой мощный сгусток энергии. После молитвы или длительной медитации человек чувствует сильный духовный подъем. Именно в этот момент может проявляться огненный шар с сияющей энергией. Важно понимать, что одной молитвы недостаточно. Нимб это не просто выход энергии, а проявление внутренней чистоты, веры и святости.

Человек должен пройти долгий духовный путь. Это чрезвычайно трудная работа, которая под силу лишь немногим. Нужно забыть о личных благах и потребностях. Все что нужно человеку – вера. Абсолютно не важно, какую религию вы исповедуете. Имеют значение лишь те догматы, которым вы следуете.

Увидеть сияющее гало могут те люди, которые открыли в себе астральное зрение. Прежде всего, это духовные целители, священники и наставники, служащие Богу и высшему добру.

Как видим, нимб это не просто символ на иконах. Светящийся ореол является частью человеческой ауры и в некоторых случаях может даже становиться видимым для окружающих людей.

Читайте также:  Что такое тщеславие: кто такой тщеславный человек значение этого греха

Что такое нимб: значение и особенности в иконографии разных культур

Что такое нимб

Происхождение слова

Значение понятия

В религиозных изображениях христиан сияние, окружающее фигуру человека или ангела, можно интерпретировать как обозначение внутренней чистоты (православие), так и награды, данной свыше (католичество).

Независимо от того, в каком конкретном значении употребляется слово «нимб», этому термину в любой культуре присущи некоторые общие свойства:

  • святость;
  • близость к божественному;
  • проявление сверхъестественного.

Помимо наиболее распространенного значения слова, нимбом также называют:

  • светящийся круг возле быстро вращающихся предметов или людей, находящихся напротив солнца (гало);
  • атмосферу всеобщего почета вокруг прославленного человека.

Историческая справка (откуда и когда появились нимбы)

Первые изображения нимбов над головами стали появляться в античном искусстве эпохи эллинизма.

Существуют три теории о происхождении этого символа:

  1. Нимб (ореол) в иконографии появился благодаря менискам — металлическим круглым пластинам, защищающим статуи богов от осадков и птиц.
  2. Окружность вокруг головы символизирует щит, надеваемый на спину особам, удостоившимся триумфа.
  3. Свет , изображаемый на иконах и фресках, обозначает святость и божественное начало.

Большинство ученых склоняются к версии, которая объясняет возникновение такого художественного явления верованиями древних греков. Эллины считали, что олимпийские боги, спускающиеся на землю в человеческих телах, окутаны облаком эфира, блестящего и источающего свет.

Сложные композиции, присущие византийскому искусству , не позволяли в полной мере передавать описанные явления. И со временем художники стали довольствоваться изображением головного убора или окружности, которые светятся .

Путь распространения ореола света прослеживается из Греции к Римлянам, а затем в Египет, Индию и Византию.

Начиная со средневековья, светящиеся венцы вокруг головы можно встретить не только на иконах, но и на портретах живых или умерших правителей. Первым среди русских князей, изображенных со светящимся венцом, был Дмитрий Внук (пелена Елены Волошанки, 1498 год).

Что символизируют ореолы над головой святых

Свет, окружающий голову святого, означает его особую сверхъестественную силу, является признаком сверхличности. Художниками выделяется зона выше головы в круглой, треугольной или квадратной форме, которая концентрирует духовную силу божественной персоны.

На некоторых изображениях византийских художников светящийся обод есть у сатаны. Его присутствие толкуется как проявление могущества.

В православии

В православной христианской традиции приобретение святости считается результатом глубокой внутренней духовной работы. Поэтому свет на изображениях исходит изнутри святых, так как свет вокруг головы является частью природы персонажа.

В иконографии православной церкви выделяются некоторые особенности:

  • ореол расположен преимущественно вокруг головы и имеет белый, желтый, золотистый оттенок, символизирующий солнечный свет;
  • свечение исходит изнутри самого персонажа и является частью его природы;
  • иконы Иисуса Христа всегда содержат особые символы и крест.

В католицизме

Католическая церковь в светящемся ореоле усматривает некоторую награду, данную свыше за особые заслуги. Нимб в этом случае является внешним атрибутом, как головной убор или одежда.

  • имеют форму плоского диска или кольца чуть выше головы персонажа;
  • не являются частью святого, исходят извне.

В буддизме

В индуизме

Значение цветов и форм нимба (выделите подзаголовками 3-го уровня)

Нимбы в различных культурах представлены широким многообразием форм и цветов.

Цвета

Каждая религиозная традиция имеет собственные правила изображения святого ореола у головы святых и богов.

Среди цветовых особенностей выделяются:

  • иконописной культуре христианства свойственны оттенки желтого и золотого;
  • красный цвет часто встречается в религиозных изображениях восточных религий, таких как индуизм и буддизм;
  • серебристым или белым сиянием выделяли гало над головами святых православных мучеников.

Формы

Внутри или вокруг венца при любой его форме могут быть вписаны различные знаки. Буквы и символы позволяют персонифицировать, выделить уникальные черты божественной личности.

Форма и размеры выделяемой зоны тоже имеют различия:

  • круг в византийском искусстве рисовали над головами умерших, отличавшихся духовной нравственностью и чистотой помыслов при жизни;
  • персонажи, близкие к Богу, и святые также изображались с венцами круглой формы, но без украшений и орнаментов;
  • иконы со сценами Распятия и Искупления Христа содержат символы креста внутри круга или крестообразный ореол;
  • овальная или эллиптическая форма гало символизирует духовный свет;
  • квадратное выделение указывает на то, что изображенная сверхличность жива и находится в мире людей;
  • многоугольные формы используют для выделения аллегоричных фигур.

Особенности нимба Спасителя

Попытки выделить образ Спасителя особыми знаками, вписанными в кольцо, существовали с самого зарождения иконописной традиции христианства. Сперва художники использовали греческие буквы “χ ” и “ρ ” (хрисма), а также первую и последнюю букву алфавита («альфа» и «омега»).

Позднее в окружность возле головы Спасителя стали вписывать крест — главный символ спасения. Этот атрибут прочно закрепился в иконописной традиции и используется до сих пор. Форма и цвет вписанного креста изменялась на протяжении многих веков. Художники могли изображать его плоским, имеющим условный объем или украшенным драгоценностями.

Со временем символы внутри божественного гало изменились на греческое слово «ό ών», переводимое как «сущий».

Видео

В представленном видео священник объясняет, что такое нимб, и какое значение он имеет в православном христианстве.

Что такое нимб и что значит это сияние над головой у святых: рассматриваем главное

Нимб — это то, что присутствует практически в каждой религиозной культуре. Он представляет собой художественное изображение сияния , святости , чистоты .

При этом в разных конфессиях, направлениях и различных художественных формах святящийся ореол может быть представлен в любых формах и цветах.

История появления

История появления нимба уходит своими корнями в древнейшие времена.

Ореолы над головой у Ангелов и святых, изображенные иконографами, означают факт их святости и встречаются в различных культурах на протяжении многих веков:

  • древнегреческой,
  • мусульманской,
  • византийской,
  • христианской.

В восточных культурах светящийся нимб вокруг головы или лба всегда выражал награду от Всевышнего за праведную жизнь. Он показывал, что указанный человек уже достиг просветления.

Богословие нимба

Нимб — это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Об иконах в православии:

Нетварный Свет

«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.«(от Иоанна,1, 6-8)

По сути, можно сказать, что любая икона — икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон — это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)

Нимб на иконе — наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.

Икона Умиление Божьей Матери

Итак, свет — это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый — свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Историческая справка (откуда и когда появились нимбы)

Первые изображения нимбов над головами стали появляться в античном искусстве эпохи эллинизма.

Существуют три теории о происхождении этого символа:

  1. Нимб (ореол) в иконографии появился благодаря менискам — металлическим круглым пластинам, защищающим статуи богов от осадков и птиц.
  2. Окружность вокруг головы символизирует щит, надеваемый на спину особам, удостоившимся триумфа.
  3. Свет , изображаемый на иконах и фресках, обозначает святость и божественное начало.

Большинство ученых склоняются к версии, которая объясняет возникновение такого художественного явления верованиями древних греков. Эллины считали, что олимпийские боги, спускающиеся на землю в человеческих телах, окутаны облаком эфира, блестящего и источающего свет.

Сложные композиции, присущие византийскому искусству , не позволяли в полной мере передавать описанные явления. И со временем художники стали довольствоваться изображением головного убора или окружности, которые светятся .

Путь распространения ореола света прослеживается из Греции к Римлянам, а затем в Египет, Индию и Византию.

Начиная со средневековья, светящиеся венцы вокруг головы можно встретить не только на иконах, но и на портретах живых или умерших правителей. Первым среди русских князей, изображенных со светящимся венцом, был Дмитрий Внук (пелена Елены Волошанки, 1498 год).

Происхождение

Есть такая фраза «человек светится».

Часто эти слова употребляют не относительно того, кто принял существенную дозу радиации или переполняется какими-то временными эмоциями, а для описания человека, который как бы излучает какую-то внутреннюю энергию, чистоту, свет истины или нечто подобное.

На самом деле, подобный языковой феномен основывается на фактическом материале. Многие, действительно, могли видеть у святых своеобразные отличия от простого человека.

Великие подвижники или небесные посланники воспринимаются как существа совершенно иного порядка. Такое понимание существовало довольно давно в человеческой культуре.

Обратите внимание! Не следует путать произведения искусства, где нимбы используются в рамках религиозной традиции и такие, где они являются, грубо говоря, своеобразным комплиментом значимому человеку.

В истории средневекового искусства возможно увидеть нимб над головой, который венчает не канонизированных людей. Чаще всего речь идет о правителях и обладателях какого-то высокого статуса, а изображаемое свечение используется, чтобы дополнительно подчеркнуть статус этого человека и выделить из числа остальных.

Читайте также:  Заповедь Христа "возлюби ближнего своего как самого себя": толкование заповеди

К примеру, Википедия рассказывает об античной культуре греков, которые в своих сказаниях выделяли свечением представителей божественной расы:

  • сначала свечение было присуще только богам, которые спускались с Олимпа в человеческом обличии и творили различные дела в мире;
  • после этого (в эпоху героев, когда боги начали вступать в браки с людьми и рождали полубогов) некоторые особые личности тоже стали выделяться таким свечением;
  • далее появился именно нимб – сияние, которое охватывает не полностью тело, но распределяется поблизости от головы.

Характерное изображение мы можем видеть в самых разнообразных религиях, к примеру, в буддизме у святых тоже есть вокруг головы нечто наподобие особой светящейся оболочки.

Это интересно! Библейские истории: кто это такой Иуда

Подобное мы можем наблюдать практически во всей культуре, поэтому вполне логично принять, что это является универсальным изображением и признаком святости, связи с небесным миром.

Немного этимологии

Слово исходит от католического языка, а точнее от слова nimbus, которое переводится как «облако» или «туча». Соответственно, если точнее рассмотреть, что означает рассматриваемый термин, то речь идет более о каком-то облачном свечении, своеобразной дымке, которая окутывает некую область тела (в частности голову) и испускает свет.

Хотя иконы предлагают четкие геометрические формы, такое изображение с высокой вероятностью является условным, а в действительности существует нечто наподобие светящегося облака.

На протяжении длительного периода до 19 века на Руси использовалось слово окружок, которое описывало атрибут просто по принципу подобия.

Важно! Адрес и расписание богослужений в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Далее было заимствовано из европейских языков слово «нимб», а также появилось и периодически использовалось слово венец, которое все-таки больше соответствует католической традиции, так как дает ассоциацию с какой-то наградой или награждением каким-то отличительным признаком.

Познавательно! Расписание богослужений в храме Святого Знамения

Значение нимба с религиозной точки зрения

Нимб – это многозначный священный символ. На иконах изображается в виде светлого круга вокруг головы. Нимб это образ вечности, святости и божественной благодати.

На иконах Христа, внутри нимба изображен крест – главный религиозный символ христианства. Также на нимбе можно увидеть три буквы «ό ώ ν», которые в переводе с греческого означают «Сущий». Нимбы бывают разного цвета и форм. На образах можно увидеть круглые, квадратные, треугольные и даже шестиугольные ореолы. У каждого из них есть свое сакральное значение.

В иконописи очень серьезно подходили к выбору цвета. Со временем установилась символика, передающая через цвета определенный смысл образа. Так золотое и белое сияние означало райскую, божественную благодать; голубой нимб – связь с Небом и духовным миром ангелов; зеленое сияние – знак вечной жизни; красный ореол – символ мученической жертвы и Воскрешения.

Что символизируют ореолы над головой святых

Свет, окружающий голову святого, означает его особую сверхъестественную силу, является признаком сверхличности. Художниками выделяется зона выше головы в круглой, треугольной или квадратной форме, которая концентрирует духовную силу божественной персоны.

На некоторых изображениях византийских художников светящийся обод есть у сатаны. Его присутствие толкуется как проявление могущества.

В православии

В православной христианской традиции приобретение святости считается результатом глубокой внутренней духовной работы. Поэтому свет на изображениях исходит изнутри святых, так как свет вокруг головы является частью природы персонажа.

В иконографии православной церкви выделяются некоторые особенности:

  • ореол расположен преимущественно вокруг головы и имеет белый, желтый, золотистый оттенок, символизирующий солнечный свет;
  • свечение исходит изнутри самого персонажа и является частью его природы;
  • иконы Иисуса Христа всегда содержат особые символы и крест.

В католицизме

Католическая церковь в светящемся ореоле усматривает некоторую награду, данную свыше за особые заслуги. Нимб в этом случае является внешним атрибутом, как головной убор или одежда.

  • имеют форму плоского диска или кольца чуть выше головы персонажа;
  • не являются частью святого, исходят извне.

В буддизме

В буддизме нимб представляет собой окружность вокруг головы божества желтого, голубого или иного радужного цвета. Будда носит особый красный ореол как символ динамичной солнечной активности.

В индуизме

В индуизме нимб одновременно несет значение огненной божественной энергии (богиня Шива имеет на рисунках огненный ореол вокруг головы) и представляет собой ауру персонажа. Когда художники рисуют ауру, то свечение обычно окутывает все тело фигуры, а цвет меняется в зависимости от особенностей личности.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг — вечность, то квадрат — потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков. На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Почитаемые православные иконы:

Православная икона — это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом. Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.

Что показывают нимбы святых

Нимб, своего рода нематериальная солнечная корона, является показателем человека, совершенного в любви, на которого спустился Дух Святой.

Раньше светящийся ореол вокруг головы ассоциировался с солнечным кругом и осмыслялся проявлением силы Солнца.

В иконографии на Востоке таким образом показывались солнечные божества. Ореол над областью головы свидетельствовал о том, что изображающийся наделен власти, о могуществе и незаурядной силе духа.

Аналогом нимба в светской иконографии являлась корона.

Также светящийся ореол был в прошлом атрибутом Феникса и символизировал бессмертие.

Подведем итоги

Соответственно, сказать однозначно и сделать выбор между символом и фактом, тоже не является возможным. Нимб в какой-то степени является символом, но в такой же степени является и фактом духовного мира, он виден не только иконописцам в воображении, но и некоторым людям вполне явно.

Наподобие того, как к святым в видениях приходят Богородица или Христос. Некоторые люди могут ощущать фаворский свет, им вполне может быть видно свечение вокруг человека, может проявляться нимб, сияние или нечто подобное.

Тут хорошо привести пример с инфракрасным излучением, которое не видно простому взгляду. Тем не менее, оно существует, определяется приборами и действует в этом мире.

Галерея

Изображение Святого Духа в виде голубя

Всевидящее Око Божие (икона, XIX век)

Аполлон с лучистым нимбом на римской мозаике (конец II века, Эль дием, Тунис)

бог в христианской иконографии с лучистым нимбом на римской мозаике.

Герб Священной Римской империи (период Габсбургов). Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орёл изображался чёрным в золотом щите, с золотыми же клювами и когтями; головы орла были окружены нимбами

Кушанская монета с изображением императора Канишки I и Будды с нимбом

Что означает сияние или нимб на головой у Бога, Ангелов и святых

В произведениях западного (католического) и восточного (православного) христианского искусства можно увидеть разное понимание нимба: на Западе нимб даётся в ракурсе, это диск или кольцо над головой (аналог венца или короны), даваемые святому свыше как награда за праведность; на Востоке нимб — круг сияния, знак просветления лика святого.

Нимб в западном искусстве. Мадонна с Младенцем. Доменико Венециано.

Нимб в восточнохристианском искусстве. Икона Богородицы с Младенцем Перивлепта. Византия. Вторая половина XIV в.

Нимб в Буддизме

Нимб иногда означает духовную силу, в отличие от светской власти, представленной короной. Нимб может быть голубым, желтым или радужным. В буддизме Красное гало Будды — символ динамичной солярной активности.

Проповедь в Дир-Парк

Нимб в Индуизме

Сарасвати – богиня мудрости, знания, супруга Брахмы.

Термин

Слово «нимб» появляется в русском языке не позднее XIX века, вероятно, как заимствование из немецкого. До этого нимбы часто именовались словом «окружок» (от «круг»). Также в XIX веке за нимбом утверждается название «венец» или «венчик» (по наименованию головного убора, что близко к католическому пониманию нимба как награды).

Происхождение нимба

Относительно происхождения нимба мнения ученых расходятся: одни полагают, что этот иконографический символ божественности ведет свое начало от мениска (μηνίσκος) — круглого металлического помещенного горизонтально кружка, которым греки прикрывали выставленные на открытом воздухе статуи для защиты их от непогоды и от птичьих нечистот; другие ищут происхождение нимба в щитах, которые обыкновенно привешивались на спину людям, удостоившимся триумфа; третьи думают, что нимб первоначально явился как очень уместный атрибут в изображениях божеств, представлявших собой небесные светила, и уже потом сделался принадлежностью не только всех вообще олимпийцев, но и тех смертных, которые взяты или достойны попасть на небо.

Всего вероятнее, что нимб обязан своим происхождением народному верованию греков, воображавших себе, что тело богов, когда они являются в человеческом образе, испускают от себя ослепительный блеск и бывает окружено сияющим облаком, частицей того светозарного эфира, который находится над земной атмосферой и составляет обычное местопребывание богов. Такое представление о богах, с самых ранних времен усвоенное греческой поэзией, впоследствии было перенесено из нее в образные искусства, главным образом в живопись, а так как в картинах сложной композиции изображать богов совершенно окруженными подобным сиянием было затруднительно; то художники стали довольствоваться условным его обозначением, а именно помещением его только вокруг голов. Точно так же может быть объясняемо происхождение других атрибутов божественности, употребляемых в искусстве, каковы ореол, лучезарный венец и мандорла. Изучение дошедших до нас памятников греческого искусства доказывает, что нимб явился в нем не ранее эпохи Александра Македонского. От греков он перешел к римлянам, в Египет, в Индию, к поклонникам Брамы и Будды и в христианство.

Читайте также:  Толкование святыми отцами апокалиптического откровения Иоанна Богослова

В христианской иконографии нимб с древнейших времен стал принадлежностью изображений ипостасей Святой Троицы, ангелов, Богоматери и святых; нередко он сопровождал также Агнца Божия и фигуры животных, служащих символами четырех евангелистов (см. тетраморф). При этом для некоторых икон установились нимбы особого рода. Таким образом, лик Бога-Отца помещался среди нимба, имевшего вначале форму треугольника, а потом форму шестиконечной звезды, образованной двумя равносторонними треугольниками. С треугольным нимбом иногда изображались также Святой Дух (в виде голубя) и Всевидящее Око. Спасителю христианская иконография присвоила преимущественно «крестовый» нимб, то есть круглый диск с начертанным внутри него равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головой. Такой же нимб получили и символические изображения Христа, Добрый Пастырь и Агнец Божий, равно как в некоторых случаях и Святой Дух. Впоследствии украшением подобного нимба сделались, вместо креста, три линии или три пучка лучей, исходящих из середины диска в виде радиусов. Богородицу изображают с кругообразным нимбом, украшенным двенадцатью звездами, диадемой или лучезарной короной. Ангелы и святые наделяются простым, круглым нимбом, который старинные живописцы, представляя апостолов, мучеников и вообще новозаветных святых, золотили, изображая же пророков и патриархов — серебрили.

Аполлон с лучистым нимбом на римской мозаике (конец II века, Эль дием, Тунис)

Что означает сияние или нимб на головой у Бога, Ангелов и святых

  • Божественное сияние;
  • сила огня и энергии божества;
  • сияние, исходящее от святости;
  • духовная энергия и сила света;
  • «круг славы» гения;
  • доблесть;
  • излучение жизненной силы (мудрости), идущей от головы;
  • трансцендентный свет знаний.

Золотой круг — разновидность солнечной короны — близок символике золота, иероглифу совершенного человека и его психической силы.

Условное изображение сияния вокруг головы Спасителя, Богоматери, ангелов и святых. Символ ауры, озаряющей, окружающей сверхчеловеческие личности и в первую очередь голову. Зона света, представленная обычно в виде круга, квадрата или треугольника. Эманация центральной духовной энергии, души. Окружает голову, а иногда всю фигуру божественных или святых персон, указывая на их величие.

Первоначально олицетворял силу Солнца и солнечный диск, – атрибут богов Солнца.

Одновременно (в восточной иконографии) означает идентификацию с солнечным божеством, могущество и принадлежность к власти либо – духовную силу, в отличие от светской (корона).

Иногда употребляется как атрибут Феникса – символа солярной силы и бессмертия.

Нимб обычно золотой в христианском искусстве, красный в индийском и голубой у античных богов.

Может быть радужным.

Круглый нимб (собственно гало):

  • Близок к символике круга;
  • В искусстве Византии – знак умерших, заслуживших примерной жизнью на земле милость небес;
  • Нимб Девы Марии всегда круглый и часто изысканно украшен;
  • Нимбы святых или других божественных персон обычно без орнаментов;
  • Крестообразный нимб (крест внутри круга), – специфический символ Христа (Искупления и Распятия).
  • Ореол в форме эллипса символизирует духовный свет.

Квадратный (иногда шестиугольный):

  • Указывает на живущего святого или отличает от святых обычных людей, например, жертвователей (Квадрат считался низшим по отношению к кругу, и служил символом земли, тогда как круг – знак небес или вечного бытия ).
  • Может символизировать цельность главы божества: три стороны – Троица, четвертая – глава как целое.

Треугольник:

  • Три луча означают Триединого Бога или Святую Троицу.
  • Треугольный нимб или ромб означает Бога Отца (см. выше о квадратом нимбе).

Многоугольные нимбы:

  • Используются для изображений персон, символизирующих добродетели, или других аллегорических фигур.
  • Шестиугольное гало указывает на большие достоинства или аллегорический характер изображения.

Двойной нимб, гало или лучи олицетворяют двойной аспект божества.

Содержание

Буддизм [ править ]

Красное гало Будды – показатель динамичной солярной активности.

Античность [ править ]

В азиатском и позднеантичном искусстве эллинизма это – излюбленное средство передачи божественности, величия царей и обожествленных римских императоров на монетах.

Голубой нимб – атрибут Зевса и Юпитера (как бога Неба), Феба и Аполлона, Дионис и Вакх.

Индуизм [ править ]

Шива с ободом пламени символизирует космос.

Митраизм [ править ]

Указывает на свет Солнца и Митру как бога Солнца.

Психология [ править ]

Персия [ править ]

В представлении персов символизировал могущество Ахура-Мазды.

Христианство [ править ]

Заимствован у языческих изображений богов солнца или правителей, особенно из иконографии митраизма, вытесненного христианством в Римской империи.

В римских катакомбах Каликста появляется со II в. как увенчание головы Христа, позднее этим способом выделяются также Мария и ангелы. Не изображался широко до IV в., когда становится символом четырех евангелистов.

Означает святость; святого; Божественное происхождение и святость Троицы, Святого Семейства, ангелов.

Обычно используют стилизованные нимбы в виде сияющего обруча или круга.

Крестчатый нимб указывает на Христа. / На канонических иконах нимб Спасителя обязательно содержит вписанный крест.

В византийском искусстве Сатану иногда изображали с гало, означающим излучение силы.

Сияние вокруг головы — знак в виде диска или световых лучей как символ духовной славы, изображаемый средствами живописи. В отличие от Н. Богоматери и святых, служащего общим знаком святости, внутри Н. над головой Иисуса Христа прямыми линиями нарисован Крест, внутри рукавов которого расположены буквы o, w, n, состаляющие греческое слово «сущий», которым Бог назвал Себя Моисею из глубины Неопалимой Купины (Исх. 3:14). Н. Иисуса Христа с обозначением линий Креста принято называть «крещатый нимб». Внутрь окружности Н. над головой Спаса Благое Молчание введены линии восьмиконечной звезды: это символ Господа Саваофа, с которым Его изображают в Новозаветной Троице (неканоническая иконография). С XVIII в. в русской иконографии Господа Саваофа иногда изображают в треугольном Н. или Н. в виде двух сомкнутых треугольников, образующих шестиконечную звезду. Поверх Н. на иконе часто закрепляют его повторение, выполненное из металла, иногда — из ткани, застеленной вышивкой из металлических нитей или из резной золоченой (по левкасу) древесины: такие украшения называют венцами.

Иллюстрации [ править ]

  • Крестовый нимб Вседержителя (Пантократора) в византийской церкви в . афни, ок. 1100 г.

Черновые материалы [ править ]

Нимбы, или гало, окружающие головы святых, символизирует исходящий от них Свет Божий. Изображенная в центре мандорла, или vesica piscis, окружает все тело персонажа.

В религиозном искусстве зона света, расположенная вокруг головы божественной или причисленной к лику святых личности.

Иногда так изображались древние боги Индии и Китая.

Он являлся атрибутом богов-солнце – Митры, Аполлона и Гелиоса (обычно в форме излучаемого света) и был принят в образах уже умерших римских императоров.

Ореол, по-видимому, появился в христианском искусстве около V века.

Его использование поначалу ограничивалось тремя лицами Троицы и ангелами, но постепенно распространилось на апостолов, святых и других.

На Востоке нимб символизировал скорее силу, нежели святость, и по этой причине в византийском искусстве им нередко наделялся Сатана.

Нимб приобрел несколько очертаний.

  • Крестообразный нимб обычно является атрибутом Христа, хотя в некоторых изображениях Троицы он может быть у всех трех её лиц.
  • Треугольный нимб, символизирующий Троицу, принадлежит Богу-Отцу.
  • Квадратным нимбом наделяются живые (современные художнику) личности, такие, как папа, император и донаторы.
  • Богословские и основные добродетели и другие аллегорические фигуры имеют шестиугольные нимбы.
  • Известная круглая форма принадлежит главным образом Деве Марии, ангелам и святым.

В живописи позднего средневековья он изображался как плоская золотая пластинка, на которой (особенно в XIV веке) было начертано имя обладателя нимба. Художники раннего Возрождения свели это к простому кругу, который показывался в перспективе.

Но нимб вышел из употребления и в искусстве пост-Ренессанса использовался редко.

Термин “ореол” обозначает свечение, которое окружает всю фигуру, а не только голову. Это специфический атрибут божественности, и он остается только для Христа, особенно в Преображении -, и Девы Марии. По поводу стилизованного миндалевидного ореола см. Мандорла.

Нимб, сияние, гало или ореол – светящийся круг наподобие короны, которым древние наделяли своих божеств, а христиане – святых.

Визуальное выражение лучезарной сверхъестественной силы; или же, более упрощенно, интеллектуальной энергии в её мистическом аспекте. Подтверждением этому служит и тот факт, что античная традиция, как правило, приравнивала разум к свету.

Иногда ореол имеет сферическую форму; мусульмане, например, представляют рай в виде жемчужины и верят, что в раю праведники живут в жемчужинах, каждый со своей гурией. Ореол сравнивается с клеткой и, в особенности, со сферой как таковой (Керл-46).

Юргис Балтрушайтис в “Фантастическом Средневековье” собрал множество средневековых изображений существ, заключенных в прозрачные, очевидно, стеклянные сферы. В работах Иеронима Босха также часто встречаются подобные примеры. В этом случае ореол – просто визуальное выражение своего рода детерминизма, окутывающего каждого человека в его собственный образ жизни и его судьбу, как благоприятную и райски-счастливую, так и полную страданий и адских мук.

Изображение видимого лучистого сияния, используется в искусстве для обозначения людей с необыкновенной духовной силой или святых.

Ореолы бывают следующих форм:

  • гало — светящееся кольцо;
  • нимб — светящийся круг;
  • мандорла — стилизованный миндалевидный ореол.

Символизм ореола связан с сияющими божествами древнейших культов — Солнца и Огня.

Этимология слова «ореол» (произошло от латинского «aureola corona» — «золотая корона») показывает, что этот термин очень удачен для обозначения свечения в форме короны, сформированной из лучей света.

Ореол иногда окружает лишь голову, а иногда и всю фигуру.

Ореол — символ божественности, и следовательно, высшей силы.

Его использование предназначено для представления Бога: Отца, Сына и Святого Духа или для символов, служащих выражением ипостасей Троицы.

Кроме того, изображение ореола может распространяться на образы Пресвятой Девы.

Ореол состоит из поля света и величия, исходящего из всего тела.

В одних случаях ореол повторяет форму тела и, как бы обволакивая его, проявляется в виде световой оболочки. В других случаях ореол отделен от тела и представляет собой множество световых лучей, исходящих из некого центра. Иногда ореол заканчивается заостренными языками пламени или весь состоит из них. Он может быть оттенен цветами радуги.

В раннехристианской живописи ореолы были белыми, но в эпоху Возрождения, чтобы создать ощущение света, обычно использовалось золото.

Иногда можно увидеть голубой ореол, выражающий небесную славу.

Ссылка на основную публикацию