Грех сребролюбия и борьба с ним
В обществе всегда есть, были и будут богатые и бедные люди. Все ли богатые пойдут в ад, а бедные в рай? Являются ли деньги преградой на пути в Царство вечное?
Грех сребролюбия в православии стоит на третьем месте в списке восьми смертных грехов. Некоторым людям кажется, что они выполняют заповеди, но при возникновении определенных обстоятельств оказывается, что есть вещи, которые сребролюбцы не могут положить у ног Творца.
Богатство и сребролюбие
Иметь много денег не является нарушением ни единой заповеди, а вот поклонение золотому идолу, возведение его в стан бога, которому отдаются мысли, время, эмоции, отдаляет человека от истинного Бога. Христианин обязан выбрать, кому служить — Богу или мамоне (деньгам) (Матв.6:24).
Юноше, от рождения живущему по 10 заповедям и желающему пойти за Иисусом, Спаситель не ответил отказом, Учитель предложил ему продать имение и тогда идти в служение. (Матв. 19:21). Этому парню легче было ограничивать себя во всем, вести праведный образ жизни, но довериться Иисусу, отказаться от богатства было выше его сил.
Демон победил благодать.
О других грехах в православии:
Виды сребролюбия
Как только у человека появляется больше средств, чем ему необходимо для жизни, возникает навязчивая страсть обладать еще большим количеством денег, появляется жадность.
Сестрой жадности является скупость, рожденная страстью сохранить накопленное.
Жажда обладать большим богатством преобразуется в любостяжательство, о котором говорится в Новом Завете ( Кол.3:5). Любостяжательство появляется в тот момент, когда человек перестает довольствоваться тем, что имеет, приобретая страсть к большему приобретению богатства.
Мшелоимство, как слово, мало знакомо нынешнему поколению, оно означает страсть к награде, желательно денежной. Именно мшелоимство заставляет людей, «идти по головам других» для достижения своей греховной страсти.
Корыстолюбие — грех, основанный на ожидании платы. Корыстолюбивый человек ничего не сделает просто так, он обязательно должен видеть выгоду в своем поступке.
Важно! Любовь, но не к Всевышнему Богу, а к процессу обладания и приобретения является основной движущей силой в жизни грешника.
Причина появления греха сребролюбия
Причинами появления у христиан страсти обогащения являются:
- неуверенность в завтрашнем дне;
- отсутствие чувства безопасности;
- недоверие Творцу;
- желание стать признанным и уважаемым.
Апостол Павел описывает сребролюбие, как корень всех грехов (1Тим. 6:10), на основе которого вырастает гордость, превозношение.
Люцифер, обладая всем, находясь около Бога, возгордился, желая большего, был сброшен на землю и в ад.
Адаму и Еве был предоставлен весь мир, кроме дерева познания. Им оказалось этого мало, и они потеряли все.
Горделивое сердце, которое рождается от сребролюбия, является причиной падения многих христиан. Не все гордецы сребролюбивы, но все сребролюбцы становятся гордецами.
Важно! Желание приобретения, накопления богатства любыми средствами способно изгнать из самого верного сердца любовь, и открыть двери ненависти, неуверенности и страху.
О духовной жизни:
Грех сребролюбия равно недоверию Богу
Доверие к Творцу основано на вере, надежде и любви.
Приобретая богатство, которое грешник боится потерять, он теряет надежду на Спасителя, а уповает только на деньги, которыми надеется все решить, но при этом:
- исчезает вера Всевышнему, что Он может прийти на помощь в любой момент;
- испаряется полностью признание жертвы Иисуса Христа, которой Он заплатил за все наши нужды;
- растворяется в золоте любовь к ближнему, от которого нет никакой корысти.
Для сребролюбца не Создатель, а деньги, являются единственным спасательным кругом в критической ситуации, но жизнь утверждает обратное. Никакое богатство не спасет от падения самолета или взрыва в торговом центре, нет на земле столько золота, чтобы выкупить больного раком, все это под силу только Иисусу.
Не доверяя Богу будущее, сребролюбец копит на «черный день», превращая не только свою, но и жизнь своих близких в постоянный «черный» день.
Сидящий внутри верующего дракончик по имени сребролюбие никому не видим, но он сводит на нет усердные молитвенные правила, паломничества по святыням, строгие посты и другие видимые проявления христианства.
Попробуйте у такого христианина попросить сделать пожертвование на храм, воскресную школу или просто на операцию не родного, близкого человека. В такие моменты и раскроется вся сущность истинного верующего. Сребролюбец не умеет любить никого и ничего, кроме денег.
Александр Македонский владел пол миром, но велел похоронить себя с открытой ладонью, показывая, что ничего нельзя унести с собой после смерти, которая может наступить в любой момент.
Как выявить в себе сребролюбство
Богатство дается Богом для сеяния его среди нуждающихся, для строительства храмов и духовных мест, чтобы ширилась весть о любви Христа и Его милости.
Сеющий щедро, пожинает в 30, 60 и 100 раз. Истинных христиан видно по актам милосердия и жертвенности, здоровому способу жизни и в поклонении Богу, Святым.
Смертным грехом называется такой грех, в котором человеку труднее всего покаяться, и от него грешник не может избавиться без помощи Бога. Сребролюбцы часто остаются холостыми, им трудно представить, что на кого-то другого придется тратить дорогие сердцу богатства, накопленные путем:
- отказа от прелестей жизни;
- экономии на еде и путешествиях;
- вечного страха потерять прибыль;
- переживаний от падения курса валют.
Сребролюбцы постоянно рассказывают о нехватке денег, дороговизне жизни. Такой человек всегда берет в долг, но редко возвращает деньги в срок, но сам вытрясет душу у должника.
Презирая внутри себя грех, сребролюбец начинает ненавидеть священнослужителя, которому надо исповедоваться, избегать таинства, понимая всю свою греховность и наполняясь страхом от приближающегося ада.
Ядовитый сорняк по имени богатство, разрушающий душу, дух и тело, можно вырвать только при помощи нашего Спасителя, Иисуса Христа. Страсть, накопительство рождает делячество, когда человек делает то, что выгодно, помогает тем, кто заплатит больше, видя во всем только выгоду.
Православие запрещает заниматься ростовщичеством, однако, сплошь и рядом деньги даются под проценты даже среди христиан, которые не боятся потерять благодать вечной жизни.
Духовный путеводитель — Библия, учит, что приобретая богатство, следует наблюдать за своим сердцем, чтобы оно не было привязано к золоту (Пс.61:11), чтобы деньги не стали обладать человеком.
Страсть сребролюбия укротить можно только при помощи церкви и Божьей помощи.
Страшно, когда страстью сребролюбия поражаются профессионалы:
- врачи, назначающие ненужные операции;
- учителя, выпускающие бездарей с хорошими оценками;
- педагоги, готовящие малоопытных специалистов.
Мамона пожинает урожай.
Как избавиться от греха сребролюбия
Сердце христианина, наполненное любовью к Создателю, всегда открыто к даянию, помощи бедным и нуждающимся.
История хранит множество примером, когда богатые люди строили церкви, первыми приходили на помощь во время беды. Глубоко почитаем в православии св. Николай Угодник, который все свое богатство раздал бедным. Имея 10 рублей, отдать рубль всегда легко, а вот из тысячи сотней благословить нищего труднее, не говоря уже о десяти тысячах.
Сребролюбцем может быть и бедняк, жаждущий богатства любыми путями, который прикладывает свое сердце не к Творцу, а к мамоне. Христианин должен быть готов в любой момент расстаться с деньгами, если того будет требовать ситуация. Не надо путать милосердие и благотворительность с расточительством.
В учении апостола Павла говорится о том, что при избытке одного человека должно восполнять недостатки другого. (2 Кор.8:14)
Кто больше сеет, то больше жнет. Яркий тому пример тбилисский схиархимандрит Виталий, который раздавал все, что ему давали, получая все больше благословений.
Совет! В раздаче милости надо иметь мудрость, чтобы самому не стать для кого-то обузой или оставить свою семью нищенствовать.
Никакой грех нельзя победить за один день, это борьба, требующая усилия, времени и жертвы. Без исповедания падения, признания себя грешником, сребролюбцем, трудно обрести веру, избавиться от порока, в этом поможет молитва.
Союзом любве связавшеся, преподобнии, всяк союз козней вражиих попрасте, страдание же и смерть неповинне от сребролюбиваго князя претерпесте добле, тем молим вас, вкупе поживших и венцы мучения приемших: молитеся Господеви о нас, яко да во мнозей любви, вере и надежди добле поживше, всегда ублажаем вас, Феодоре и Василие добропобеднии.
Добр светильник явлься блаженному Феодору, Богомудре Василие, избавил еси того советом своим от прелести диаволи и ко свету Богоразумия наставль. С темже последе блаженную приял еси кончину, устрелен неправедно быв во утробу от сребролюбиваго князя. И ныне, предстоя Господеви, молися непрестанно о всех нас.
Преподобнии отцы Феодоре и Василие! Воззрите на нас милостивно и к земли приверженных возведите к высоте небесней. Вы горе на небеси, мы на земли низу, удалены от вас, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к вам прибегаем и взываем: наставите нас ходити путем вашим, вразумите и руководствуйте. Вся ваша святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престаните, угодницы Божии, о нас вопия ко Господу. Испросите предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрамите нас, к вам с верою притекающих. Вси православнии христиане, вашими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют вас быти своих покровителей и заступников. Явите древния милости ваша, и ихже отцем всепомоществовали есте, не отрините и нас, чад их, стопами их к вам шествующих. Предстояще всечестней иконе вашей, яко вам живым сущим, припадаем и молимся: приимите моления наша и вознесите их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем вами благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепите наше малодушие и утвердите нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами вашими. О, превеликие угодницы Божии! Всем нам, с верою притекающим к вам, помозите предстательством вашим ко Господу, и всех нас управите в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже вы радостно во трудех и подвизех ныне почиваете, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Беседы с духовным наставником должны быть направлены на укрепление веры и надежды на Бога.
Для начала следует научиться помогать нуждающимся. Весь интернетовский простор «кричит» о помощи онкобольным детям и взрослым, кому-то ребенка не в чем в школу отправить, а там сироты голодные сидят. Почему не выделить какую-то ежемесячную сумму и втайне передавать ее в детский дом в виде свежих овощей и фруктов?
У одного бизнесмена — христианина, назовем его Олег, прямо в программе заложено 2 % от прибыли перечислять в доход Дома малютки, делается это автоматически.
Возрастая в пожертвовании, человек научится видеть руку Божью в своей жизни, приходит победа, самоуважение и свобода от богатства. Только истинная свобода и любовь способны сделать человека любимым и научить любить, ведь счастье не зависит от богатства имения ( Луки 12:15).
Размышляйте, рассуждайте, оценивайте жизнь с позиции Царства Божьего, только оно вечно и страшно попасть не туда, а в ад. Выбирая работу, просите мудрости у Бога, чтобы осталось время и для воцерковления. Имея надежду на Господа, человек не должен беспокоиться, что будет после его смерти с деньгами, фирмой, домом. Хороший хозяин обо всем позаботится заранее, полагаясь на мудрость, дарованную Иисусом.
Оставляя завещание, человек заботится о близких, чтобы между ними не возникали распри и ссоры о разделе имущества. Начиная новое дело, христиане не должны ждать, когда разбогатеют, а с первых дней следует заняться благотворительностью, тогда и дело пойдет на лад.
Подаяние — лучший лекарь для сребролюбца, и оно не зависит от излишков, а только от состояния сердца.
Важно! Чем больше даешь, тем шире и добрее становится душа, тем больше в нее Бог посылает любви и радости.
Сребролюбие – грех недоверия Богу
Говорить о сребролюбии в наше время – это все равно, что описывать жару летом. Июльское пекло мучает всех, от него не скроешься. Есть, конечно, спасение от зноя – кондиционеры и вентиляторы, тень и холодная вода. Но солнцепек-то мало кто любит, а любовь же к «сребру» порою целиком захватывает сердце. И случиться такое может даже в случае, если «сребра» этого и нет в карманах любящего.
О том, что же такое грех сребролюбия, мы говорим сегодня с игуменом Нектарием (Морозовым).
– В современном российском обществе множество людей, которые живут на грани бедности. Как в такой ситуации вообще можно говорить о грехе сребролюбия?
– Грех сребролюбия заключается не в излишнем обладании сребром, златом, то есть материальными ценностями, а в любви к этим самым ценностям.
Человеку, чтобы жить на земле, необходимы многие вещи: пища, одежда, деньги, на которые это можно купить. Необходимо жилье, потому что мы не можем жить на улице. Бывает, что нужны и дорогостоящие врачебные услуги, лекарства. И это далеко не все.
Допустим, человек нуждается в хирургической операции. Будет ли в сердце оперируемого любовь к иголке, которая колет его в вену и вводит какое-то средство, блокирующее боль, к скальпелю, который режет кожу и дает возможность хирургу удалить воспалившийся аппендикс? Скорее всего, нет. Больной будет относиться и к иголке, и к скальпелю как к необходимому и перетерпит. Но совсем не так – с материальными благами, с деньгами, на которые можно приобрести потребное для жизни. Любовь к материальному оказывается для человека очень опасной. И очень страшной – тем более, что ее может испытывать как человек, ничего не имеющий, так и наоборот, обладающий многими сокровищами этого мира.
Что в данном случае значит «любить»? Это значит, что в ситуации, когда перед тобой встает выбор между тем, что ты любишь, и долгом, честью, милосердием, состраданием и, самое главное, желанием быть верным Богу, ты будешь выбирать то, что любишь, вот это самое «сребро». Ты не дашь его тому, кто в нем нуждается, ты затворишь свое сердце от того, кому плохо, и, чтобы умножить или удержать то, что у тебя есть, ты совершишь то или иное предательство по отношению к Богу. В этом и заключается самый главный вред сребролюбия.
Человек, конечно, существо многогранное, но когда он к чему-то обращен, то это значит, что от чего-то другого он отвращается. Обращенность к материальному обязательно отвращает от духовного. Как может подобная обращенность проявляться у богатого человека – наверное, понятно. У него – много попечений: как своим богатством распорядиться, как защитить его от тех, кто хочет это богатство расхитить, как разумнее его потратить, чтобы полностью не истощить, и как к нему что-то новое приложить. Естественно, что когда человек занят процессом приобретения или сохранения, то он постепенно понимает: успешность в этом зачастую сопряжена с некими безнравственными поступками. Когда у тебя много денег, к ним легко можно прибавить еще, отняв их у кого-то другого, у кого их меньше и кто не в силах их отстоять. Конечно, деньги можно просто заработать, но это гораздо труднее, чем отобрать. Поэтому, когда человек любит сребро, то он, скорее всего, будет его отнимать. А даже если он будет зарабатывать честно, перед ним все равно встанет ситуация выбора: платить или не платить налоги, платить или нет достойную зарплату людям, которые у тебя трудятся, и прочее. Конечно, если человек любит Бога больше, чем богатство, если он не мыслит своей жизни без если не Божиих законов, то хотя бы законов человеческой нравственности (хотя сегодня это понятие очень расплывчато), он скорее запомнится как человек добрый и справедливый. Но чаще бывает не так. Чаще человек, добившийся достатка, руководствуется в своих действиях, в своих поступках не любовью к Богу и не нравственными законами, а чем-то иным.
Если же у человека ничего нет, то его любовь к сребру и злату будет похожа на любовь человека, который втайне в кого-то влюблен, изнывает от страсти, но не может приблизиться к объекту своего вожделения. Он ревнует ко всем, кто к предмету его обожания приближается, страшно от этого страдает, мучается, завидует, злится – сердце его от этого чернеет. И потому человек, который любит деньги, но не имеет их, может считать, что вся жизнь его не удалась. Он думает, что несчастен. Просто он еще не знает, что, сколько бы ты ни имел денег, их все равно меньше, чем хотелось бы. Жажда денег увеличивается прямо пропорционально их количеству. Поэтому, когда священники говорят о необходимости бороться со страстью сребролюбия, они говорят именно об этом – о необходимости бороться с любовью к тому, что должно являться всего лишь навсего средством для достижения тех или иных целей.
– Лично я не знакома с богатыми людьми, поэтому поделюсь впечатлением о тех, кто, по Вашему выражению, влюблен безответно. Это зачастую напоминает болезнь, патологию. У людей, битых жизнью, перенесших тяжелые лишения, у ленинградских блокадников – у некоторых из них воды в дождливый день не допросишься. Но люди, собирающие тапочки без пары, тоже ведь больны сребролюбием?
– По поводу тапочек – да, это как раз сребролюбие как до неразумия доходящая любовь к материальному. Только я не соглашусь, что болезненные проявления этой страсти чаще всего заметны именно у тех, кто пережил какие-то лишения. Как раз наоборот, зачастую те, кто пережил голод и познал, что можно довольствоваться в жизни очень малым, бывают более щедрыми, чем люди, жившие в достатке. Порой именно эти люди делятся не только тем, что у них в избытке, но и тем, в чем они сами испытывают недостаток. Петербург, в том числе и блокадный Ленинград, никогда не был городом жадных людей. Хотя, конечно, бывает и так, что пережитые лишения, страдания приводят к определенному слому, психическому нездоровью, но это уже отдельная тема.
Есть в Отечнике такая поразительная история. Некогда преподобный авва Даниил, странствуя, остановился в одном селении, где к нему подошел совсем не богатый с виду человек и пригласил его в свой дом на ночлег. Человека этого звали Евлогий, он был каменосечцем – зарабатывал тем, что тесал камни. Заработанное за день тут же тратил – покупал что-то необходимое себе, а все остальное раздавал нищим, привечал странников. И так Евлогий понравился преподобному Даниилу, так его восхитил, что авва стал молиться Богу, чтобы Тот даровал каменосечцу большие блага, которые могли бы позволить благотворить гораздо большему количеству людей. Ответил Господь: «Не нужно это». Но авва упорствовал в своем прошении, и тогда Бог снова ответил: «Хорошо, Я исполню твою просьбу, но то, что последует за этим, целиком ляжет на твои плечи». И вот Евлогий нашел клад, уехал в другой город, поселился в дорогих палатах, куда на пушечный выстрел не подпускали ни одного бедняка и нищего. Был изгнан и авва Даниил, пришедший проведать своего знакомого. Тогда преподобный взмолился снова и стал просить прощения за свою неразумную молитву. В результате каменосечец все потерял, вернулся в свое селение, стал снова заниматься честным трудом и заботиться о нуждающихся, как и раньше.
Имение обладает потрясающей силой и властью. Вот, казалось бы, нет ничего – и ладно. А появляется что-то, и человек сразу за это цепляется. Нужно быть к себе внимательным, суметь уловить момент, когда сердце начинает срастаться с имением, и разрубать эту связь. Господь и Сам посылает ситуации, когда человек может эту страсть побороть естественным образом, но так бывает, что она, эта страсть, столь велика, что человек отметает все, что Богом посылается.
– Но ведь чем больше отдаешь, тем больше возвращается! Однако на это корыстно рассчитывать ни в коем случае нельзя.
– Да, если человек решает именно из таких побуждений и с такими целями отдавать кому-то то, что имеет, он должен быть готов к тому, что цель эта может остаться недостижимой.
– И еще один закон: если у тебя в кармане 20 копеек, с ними расстаться гораздо проще, чем с двадцатью рублями.
– Да, ведь ты уже начинаешь рассчитывать на них, планировать, что на них купишь, и вдруг их у тебя кто-то просит. И с ними очень трудно расстаться. Но! Не всегда и надо расставаться, на самом деле. Вопрос в том, кто просит, зачем просит и почему просит.
Апостол Павел говорил, что наш избыток должен служить в восполнение чьего-то недостатка (2 Кор. 8, 14). С нас спросится не по тому, чего мы не имеем, а по тому, что у нас есть. Да, были подвижники, которые настолько пренебрегали любым имением, что, глядя на них, кажется, что они жили за гранью – не только общечеловеческой, но даже и общехристианской нормы. К примеру, праведный Филарет Милостивый раздавал все, а у него была достаточно большая семья, которая тоже нуждалась в пропитании. И члены его семьи находились в том состоянии, что уже им надо было что-то давать. В конце концов Господь возвратил святому Филарету все сторицей: его дочь стала супругой императора. Был и такой удивительный подвижник схиархимандрит Виталий (Сидоренко) из Тбилиси, который постоянно раздавал все, что у него появлялось. Сначала он жил в келье в горах, и понятно, что там у него ничего не было. А потом он переселился в город, и ему дарили то одеяло, то ботинки, то еще что-то – он все раздавал и очень плакал: «Я им говорю: раздавайте, раздавайте! Они мне тащат. ». Но такие подвиги – из ряда вон выходящие. У преподобного Варсонофия Великого даже есть такой совет: когда приходит к тебе кто-то и просит у тебя что-либо, а тебе самому это необходимо, ты имеешь право отказать. Потому что если человек может расстаться с чем-то и не терзаться, расстаться и не причинить неудобства своим близким, которые вместе с ним имеют права на это имущество, то отдать можно. Если же ты отдаешь последнее, ты обязательно должен подумать о тех, кто находится рядом с тобой, и о том, что потом будешь делать ты. Потому что если ты отдашь последнее и пойдешь сам у кого-то просить в свою очередь, то вряд ли в этом будет смысл.
Но бывают, конечно, и такие в жизни ситуации, когда необходимо отдать и последнее. Человек с живой совестью это сам, как правило, видит и знает.
– Многие оправдывают грех сребролюбия наличием семьи и обязательств перед ней. Как семьянину, обремененному заботами, различить, где норма, а где он уже увлекается обеспечением материальными средствами своих чад и домочадцев?
– Если у человека большая семья, он действительно должен много работать, трудиться, чтобы ее обеспечить. И это будет не сребролюбием, а исполнением долга по отношению к тем, кто от этого человека зависит в материальном плане. Другое дело, когда человек не может заработать столько, сколько он хотел бы, не получается по каким-то причинам – и не должно у него быть никакой печали от этого, нельзя впадать из-за этого в уныние, переставать стремиться к Богу. Хотя если дети от голода плачут, то в лепешку надо расшибиться, а заработать.
– А если дети и жена хотят чего-то сверх нужного, сверх насущного? Допустим, роликовые коньки или новую машину? А глава семьи их любит и не может отказать в удовлетворении этих желаний?
– В любой семье я бы советовал мужу и жене определиться в том, что такое «любит», в чем это должно выражаться: в приобретении материальных благ или в том, чтобы быть вместе и от этого испытывать счастье – даже без коньков и машины. Испытывать счастье от того, что супруги близки, друг друга понимают, радуются тому, что у них есть, и терпят, если у них чего-то нет.
Критерий нормы и тут – тот же. Если человек видит, что то, что он хотел бы иметь, его захватывает и порабощает, значит, здесь что-то не так. Допустим, человек стремится к радости от обладания чем-либо. Жизнь, положенная на достижение этого, оказывается обедненной положительными эмоциями, покоем, элементарной возможностью отдохнуть. И когда цель достигнута, радости нет. Получается, что человек сам себя обманывает. Это все равно, что повесить перед мордой ослика морковку – чем быстрее он за ней будет гнаться, тем быстрее она от него будет убегать – так как-то раз очень точно выразился архимандрит Рафаил (Карелин) в одной из своих проповедей. Желание обладать неутолимо, его невозможно удовлетворить до конца. Сначала ты хочешь иметь что-то нужное, потом – лучшее, чем у тебя есть, потом – лучшее, чем у других, и так далее.
Для человека естественно и непредосудительно желать, чтобы у него было необходимое, при этом – хорошего качества. Но весь вопрос в том, какую цену надо за это заплатить. Нельзя, чтобы этой ценой стала вся жизнь, сердце человека, весь человек. Приобретаем ли мы, чтобы жить, или живем, чтобы приобретать. Ответ расставляет все по своим местам. Если человек живет ради того, чтобы приобретать, в его сердце произошла подмена. Средство вдруг стало целью, а цель – средством.
– Сегодня обладание чем-либо сделалось вопросом престижа или приличия. Если у тебя нет крутого телефона, это уже неприлично. И подобное начинается с самого детства – если в пору моего взросления вопросы о «годности» человека мы решали в детских соревнованиях, то сейчас все зависит от марки планшета, который тебе купил папа. В чем причины такого явления?
– Тут множество причин, но главная – одна. Сегодня утрачивается представление о человеческой личности. Причем не только чьей-то, но и своей собственной. Человек утрачивает ту глубину, которая должна быть ему присуща, ту полноту жизни, которую должен иметь. Иными словами, у современного человека слишком мало чего есть за душой. И поэтому, не имея чем дорожить внутри себя, он пытается составить впечатление о себе самом с помощью того, чем он обладает в материальном плане. И естественно, тот, кому удается чем-то обладать, этим тщеславится. А тот, у которого ничего нет – и за душой тоже, – от этого страдает: чувствует себя обиженным, угнетенным и оскорбляемым.
– Каким образом ребенку привить правильное отношение к вещам?
– Нужно дать ребенку то, что будет для него важнее имущества. То, что позволит ему чувствовать себя состоявшимся человеком, невзирая на то, есть ли у него возможность купить жене машину или нет.
Мы знаем людей, которые живут в тяжелых бытовых условиях и которые с завистью смотрят на обладателя лимузина, обдавшего его грязной водой из лужи. И этим людям невдомек, что этот обладатель лимузина, имеющий несколько миллионов условных единиц, страдает и мучается, глядя на какого-нибудь олигарха с футбольным клубом, самолетом и яхтой. А тот мучается, глядя так же на кого-то еще. Наверное.
– Мы знаем, что мать всех грехов – гордыня. И если бы мы все научились смиренно доверять Богу, то жизнь наша была бы иной. Мне кажется, что сребролюбие – это тоже родственник многих грехов. К примеру, жадный человек не может быть добрым. Так это или нет?
– Изначально сребролюбивый человек может быть добрым, но постепенно, с развитием страсти, в нем угасают добродетели. Ведь человек – это существо, зависящее от навыка. Если мы дважды отказали кому-то в помощи, трижды, четырежды, то так от нашей доброты ничего постепенно не останется. Мы поначалу мучаемся – хочется дать, но больше хочется не давать. Человек так устроен – он старается свои страдания минимализировать. И потому мы учимся не давать, не страдая. Для этого нужно ожесточить свое сердце, закрыть его, чтобы никто до него достучаться не мог. «Никто» – не только люди, но и Бог. Ведь отчего человек страдает? Оттого, что совесть его укоряет. А это не только совесть, но и Ангел-хранитель, и Сам Господь, Который стучится в сердце. И для того, чтобы не дать чего-то кому-то, человек должен научиться не слышать Бога, не реагировать на Его призыв.
Сребролюбие – это и есть грех недоверия Богу. Почему человек так лихорадочно хочет что-то стяжать? Потому что в этом полагает надежду на свое благополучие. Пока человек не надеется на имение, а надеется на Господа, он Им по жизни и ведом. А когда человек ставит во главу угла имущество, имение, то тогда все кардинально меняется, тогда он постепенно становится чужим Богу.
– А как бороться со сребролюбием? Ведь в той или иной степени оно живет в сердце каждого из нас.
– Господь об этом заботится, причем самыми разными способами. Вот мы потеряли кошелек с деньгами – это средство побороть свое сребролюбие. Вместо того, чтобы метаться и переживать по этому поводу, надо сказать: «Ну что ж, Бог учит меня безболезненно расставаться с деньгами». Если приходится отдавать что-то, что нам самим бы пригодилось, значит, Господь нас учит и любви, и подавлению страсти сребролюбия.
Вообще, когда человек начинает что-то отдавать, постепенно у него вырабатывается навык к этому, очень важный. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если тяжело отдавать нужное, то надо начать отдавать хотя бы то, что не нужно. И навык начнет вырабатываться, постепенно приучишься и делиться последним. Но важно в этом случае, отдавая ненужное, не говорить о себе: какой же я хороший, остановлюсь-ка на этом, пожалуй! Есть среди российских чиновников люди – не буду говорить, что все, – которые привыкли брать. И когда им нужно что-то отдать, с ними начинает твориться невообразимое – ломка, как у наркомана. Приходилось наблюдать чувство глубочайшего недоумения на их лицах в такой момент: Как так! Отдавать?! Причем отдавать не для того, чтобы получить, а просто так. И многие оказываются к этому неспособными. Правда: все дело – в навыке.
Фото Василисы Чернявской
Журнал «Православие и современность» № 26 (42)
Сребролюбие — грех, разрушающий духовную жизнь общества
Предназначение человека — развивать все те добродетели, которые заложены в душу его Творцом. Но как же непроста эта задача. Ведь природа наша повреждена и склонность ко злу обнаруживается с самого раннего детства. Грехи превращаются со временем в страсти, которые очень трудно искоренить. И рабства злу в таком случае не избежать. Один из таких грехов — сребролюбие, что это за грех, как распознать его в себе и вести с ним борьбу, узнаем из дальнейшей статьи.
Что такое сребролюбие
Добродетель нестяжательства вложена в нас Творцом изначально. Когда Адам и Ева жили в раю, все было устроено Богом так, что они ни в чем не нуждались. Там имелось все, необходимое им для жизни. После изгнания из рая естественная для нас добродетель нестяжательства трансформировалась в противоположное нравственное качество — страсть к деньгам как источнику всех земных благ.
Под сребролюбием подразумевается все имущество человека. И, соответственно, и деньги, и недвижимость, и даже лишняя рубашка, — все может стать предметом страсти.
В природе у животных также встречаются факты накопительства. Но они определяются не безумным стяжательством или страстным порабощением, а вызваны жизненной необходимостью, имеют приспособительный характер.
А вот человек, одержимый духом собирательства, ищет не только необходимого для жизни, но и старается иметь сверх того. И тогда, как яркие образцы скупости, скряжничества, других проявлений сребролюбия, рождаются персонажи типа знаменитых гоголевских героев. Кто не помнит Плюшкина из «Мертвых душ», ставшего одним из самых узнаваемых примеров этой страсти.
Происхождение слова
В Новом завете Бог предостерегает верующих людей, чтобы они усердно стремились к Нему и отвращались от любви к мамоне (богатству): «Не можете служить двум Господам…». Почему же греховная привязанность к материальным благам называется не «златолюбием» или как-то иначе, а именно сребролюбием?
Здесь прослеживается связь опять же с событиями Евангельской истории. Бог не просто вразумлял христиан о пагубности этой страсти. На страницах Нового Завета мы можем встретить наглядный пример того, как разрушающе действует любовь к мамоне на душу человека и его жизнь.
Страстью к наживе был безнадежно поражен один из апостолов Христа, Иуда. В то время денежные знаки назывались сребрениками. Отсюда, судя по всему, и пошло название греха. Возможно происхождение слова имеет другие корни. У славян в древние времена деньги всегда назывались «серебром».
Образ Иуды послужил красноречивой проповедью о том, что Господь предается людьми из-за денег и тех благ, которые можно за них приобрести.
Ради тленных материальных удовольствий многие из нас теряют возможность получить вечную жизнь и духовную радость, которая неизмеримо выше всех плотских наслаждений.
Значение понятия
Сребролюбием в православии называют такое состояние души человека, которое толкает его на нарушение всех Божественных и нравственных человеческих законов в погоне за приобретением богатства. В основе этого лежит решительное предпочтение материальных ценностей в ущерб духовным.
Сребролюбцы, пустив пагубную страсть в сердце, автоматически нарушают все библейские заповеди:
- Первую и вторую — как идолослужение, обожествляя «золотого тельца».
- Третью (…имя Господа напрасно…) попирают коммерсанты, которые лживо клянутся, что их товар (услуги) самые лучшие, и цена соответствует заявленному качеству.
- Четвертую — в воскресенье работают вместо того, чтобы посвятить седьмой день Богу.
- Пятую (почитание родителей) — жалеют денег, чтобы достойно содержать своих состарившихся отца и мать, помогать им финансово.
- Шестую (о ценности человеческой жизни) — каждый день случается множество убийств из-за наживы.
- Седьмую (о блуде)— широко процветает торговля телом, греховной любовью.
- Восьмую (не укради) — распространено воровство как незаконный способ завладеть материальными благами.
- Девятую (о лжесвидетельстве) — нарушают в судах и других инстанциях, где за деньги попирается справедливость, обижаются слабые и неимущие.
- Десятую (о зависти) — в сердце неуемное желание обладать всеми земными благами.
Человек, подверженный страсти, способен на многие гнусные поступки. Врач, который ставит неправильный диагноз или назначает неэффективное лечение в надежде «выбить» из пациента мзду, — вот один из распространенных в нашей жизни примеров.
Людей, зараженных страстью к богатству, сейчас можно встретить на каждом шагу. Все стремятся соответствовать «золотому стандарту». И все делают для того, чтобы выбиться из общей серой массы «неудачников» любыми доступными средствами и путями. Где уж тут помнить о Боге. Он им только мешает жить.
Упоминание в Библии
В Священном Писании неоднократно упоминается о страсти к богатству, наживе. О пагубности любви к деньгам говорил в своих поучениях сам Господь Иисус Христос, что «…трудно надеющимся на богатство войти в Царство Небесное!». Апостол Павел утверждал в своих проповедях, что сребролюбие лежит в основе любого греха.
Всем хорошо известна история предательства Иуды. Еще один яркий пример губительной любви к деньгам — это печальная участь семейной пары, Анании и Сапфиры. Страсть, поселившаяся в сердце, побудила их ко лжи. И обмануть они пытались в лице апостолов самого Бога. Это красноречиво свидетельствует об их неверии. Что привело мужа и жену в христианскую общину, так и осталось неизвестным.
Страсть стяжательства — это попытка самому, без Бога прожить на этой земле. В Евангелии есть притча про богача, у которого уродился хороший богатый урожай. Этот человек обрадовался, сломал свои старые амбары, создал новые и говорит: «Ешь, пей душа, веселись на многие годы вперед…». Вот здесь также очень хорошо показана основа страсти — как без Бога хочется многое получить и достичь.
Историческая справка
Сребролюбие (или своекорыстие), славолюбие (самовозношение) и сластолюбие (любовь к наслаждениям) — страсти, служащие источником появления других пороков, угасания разума, ослабления веры. В основе лежит самолюбие.
Об их существовании и главенствующей роли в образовании остальных грехов свидетельствовали такие святые отцы, как преп. Авва Дорофей, Оптинский старец Лев, преп. Феодор Эдесский.
Источники и причины появления
Еще апостол Иоанн Богослов приводил разделение греха стяжательства на: «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…». Святые отцы развили и усовершенствовали учение о видах страсти, распознавании и борьбе с ними. Они считали, что сребролюбие – наиболее опасно, и есть основа всех остальных грехов. Искореняется оно тем, чтобы всем сердцем и душою иметь упование на Бога.
Развитие и дальнейшая судьба
На протяжении веков христианства святые подвижники опытным путем проходили нелегкий путь борьбы со своими страстями. Ими оставлено много книг духовного содержания, из которых мы видим, как становился и развивался православный аскетизм. Святые отцы досконально изучили все тонкости духовного делания, в том числе поведали нам о страсти сребролюбия.
Например, Феодор Эдесский подробно изложил путь появления страстей в душе человека. Он говорил, что за тремя основными — сребролюбием, славолюбием, сластолюбием — неизменно следуют следующие пять греховных навыков, из которых и порождаются все виды пороков. Человек, победивший первые, неизменно получает возможность отсечь и все остальные.
Современное положение
Богослов нашего времени профессор А. Осипов, как и многие другие священнослужители, проповедники, развивает учение о православном аскетизме. По его мнению, эта страсть лежит в основе языческого мировоззрения, которым сейчас заражено большинство людей, а также является центральным стержнем научно-технического прогресса.
Виды сребролюбия
Греховная любовь к богатству проявляется разными формами, порой самыми неожиданными. Этой страсти подвержены люди разного достатка, социального уровня. И было бы неверно считать таковыми только богатых и преуспевающих, как будто бы их состояние и является показателем этой страсти. Бедняк порой крепче держится за последнюю монетку, чем другой за свои миллионы. И поэтому лепта бедной вдовы из Евангельских повествований, отдавшей все, что она имела, была так дорога Господу.
Сребролюбие включает в себя целый букет разновидностей греха:
- любостяжание;
- корыстолюбие;
- скупость;
- жадность;
- лихоимство;
- мшелоимство;
- порочную выгоду;
- своекорыстие;
- алчность;
- эгоистическую пользу;
- спекулянство;
- прочее.
Каждый из перечисленных пунктов означает конкретное проявление греха, но все эти определения являются родственными.
Скупость
Это крайнее проявление жадности, болезненное нежелание расставаться с чем-либо, выходящее за рамки нормальных общепринятых норм. Алчность — это неуемное стремление получить как можно больше, в то время как скупость направлена на то, чтобы потратить как можно меньше.
Любостяжательство
Грех идолопоклонства, когда все попечения направлены на стяжание имущества, не оставляя времени и сил для Бога. Приводит к нарушению практически всех Его заповедей, когда ради наживы предаются интересы и выгоды других людей, попирается закон любви к ближним.
Мшелоимство
Употребляется в первую очередь в тех случаях, когда речь идет о взятках, любви к подаркам, коллекционированию, наличию в обиходе ненужных вещей и тому подобное. Причина кроется зачастую в самолюбии, тщеславии, маловерии.
Корыстолюбие
Применяется, когда речь заходит о личностях, ничего не делающих для других без собственной выгоды. Такие люди бесплатно пальцем не пошевелят во благо другому человеку. Их отличает стремление получить выгоду любым путем, неразборчивость в средствах наживы, что приводит к нарушению гражданских и Божественных законов.
Почему сребролюбие — грех
Страсть к накоплению тесно связана с двумя другими грехами — чревоугодием и блудом. Ведь чтобы ублажать свое чрево, есть дорогие изысканные продукты в большом количестве, нужны деньги. Поэтому у такого человека поневоле будет проявляться и любовь к злату. Для удовлетворения блудной страсти часто также требуются немалые средства.
Стремление к обладанию богатством порождает в свою очередь печаль и гнев, — также греховные страсти, разрушающие личность человека и его жизнь. Сребролюбец очень тяжело переживает потерю имущества, впадает в гнев, уныние.
Как выявить в себе
Чтобы обнаружить таящуюся в глубинах души страсть, необходимо хорошо знать признаки ее внешнего проявления.
Святые отцы выявили такие характерные свойства сей духовной болезни:
- стремление жить в комфорте, роскоши;
- любовь к дорогим и редким вещам (коллекционирование);
- воровство, разбой и клептомания;
- жестокость, жадность и презрение по отношению к малоимущим;
- завистливость;
- злоречивость;
- дерзость;
- наглость;
- вероломство;
- неблагодарность;
- склонность давать клятвы;
- мечты и размышления о богатстве;
- боязнь старости, нищеты, болезней;
- любовь к подаркам;
- увлечение суетными тленными предметами и делами;
- множество забот и попечений;
- жестокосердие ко всем нуждающимся.
Духовники утверждают, что тот, кто прилепился все сердцем к богатству, не может любить брата, так как всегда хочет отнять у него что-нибудь. Такие люди, как правило, одиноки, потому что враждебно относятся ко всем, даже к друзьям, близким родственникам и самому себе, изнуряя душу чрезмерными заботами.
Современные православные психологи, проведя ряд исследований, пришли к определенным выводам в этой области. Ученые считают, что, если человек не смог расстаться с частью своих средств ради спасения жизни другого человека, он однозначно порабощен греховной страстью к деньгам.
Как бороться с грехом
Святые подвижники оставили христианам богатое наследие своего духовного опыта. Из их книг, поучений мы можем легко можем узнать те способы и приемы, используя которые, можно с Божьей помощью справиться с любым грехом.
Чтобы искоренить из души сребролюбие, православные духовники советуют применять:
- милостыню;
- нестяжание;
- память смерти;
- веру в Промысел Божий.
Наиболее сильным средством в этой борьбе становится нестяжание. Монахи на его принципах, как на камне, строят всю свою жизнь. Произвольная нищета хоть и доставляет скорбь по плоти, но душе дает мир и покой, так необходимые для христианской жизни. Еще одним действенным приемом становится милостыня. Вначале следует приучать себя давать то, что в избытке. Затем легче будет делиться с неимущим последним, что имеется за душой.
Как говорят святые отцы, сребролюбие — это дочь неверия. Поэтому всеми силами нужно стараться укреплять веру в Промысл Божий, чтобы победить в себе пагубную привычку надеяться исключительно на силу денег и власти.
Видео
О том, как бороться с грехом, можно узнать у Иоанна Лествичника и других святых отцов, посмотрев это видео.
Сребролюбие
Сребролюбие – это черта личности, проявляемая действиями, как стремление удовлетворить желание прибыли, считается греховной страстью, представленная в православии, приводящая к усилению всех других, затмеванию разума и исчезновению веры. Но имеет сребролюбие значение и в обыденной жизни без ракурса религиозности и часто заменяется более современными аналогами, отражающими одну из сторон данного личностного качества. Так это может быть жадность в том, чтобы поделиться своими материальными благами или скупость при расплате за что-то, алчность и постоянное стремление экономить. Это страх потерять собственные накопления или вещи, но не стандартная осторожность, присущая всем людям, а чрезмерное переживание за вещи в большей степени, чем за духовное предназначение, отношения, самореализацию и самоощущение.
Всё это является только различными формами стремления к получению всё большей выгоды, при этом как качество человека сребролюбие всегда выступает исключительно отрицательно. Для окружающих это может быть чревато собственными убытками или невозможностью вести дела с таким человеком. Для самой личности стремление к непрерывному насыщению чувства голода материальными благами приводит к развитию чувства патологической зависти, сравнению себя с другими через материальные достижения, а не личностные характеристики и вечное ощущение неуемности жажды, поскольку невозможно получить все, что существует на материально-финансовом уровне.
Основой проявления в личности сребролюбия всегда выступает большое самомнение и себялюбие, а любовь к деньгам является только способом исполнения всевозможных желаний эго. Тем не менее, большинство религий считают, что корень всех зол сребролюбие, поскольку заставляет забывать о спасении души и развитии человеческих, гуманных качеств.
Что это такое
В контексте изначальном о сребролюбии говорится всё меньше, само понятие своим происхождением и употреблением обязано религиозным постулатам, а в социальных вопросах актуализируется ориентация на материальную сторону, где выгодно затмевать греховные процессы переименованием. Психологическое обоснование стремления к восполнению материального является вполне естественным и во многих психологических концепциях является основой формирования других личностных структур. Пирамида потребностей и теория базового чувства безопасности говорят о том, что только после того, как закрыты проблемы материального уровня, человек способен что-либо продуцировать или изменять на психологическом, в противном случае включается программа выживания, являющаяся базовой.
Негативное восприятие стремления к постоянному обогащению объясняется не самим желанием обладать, а тем, когда насытив базовый необходимый уровень, человек не ищет путей развития собственной личности и души, зацикливаясь на накоплении материального. Данный процесс бесконечен и в нём отсутствует момент достижения как таковой, где достижение будет явным, поскольку новые желания возникают по мере приобретения вещей, а индустрия продаж каждый день предлагает всё новые способы вложения денег.
Стоит отметить, что сребролюбие, как черта личности появляется не в связи с объективными данными количества денег, т.е. не зависит от реальной стороны благосостоятельности.
Это внутренняя потребность иметь, жадность к накопленному, невозможность поделиться или расстаться с деньгами. Такое может проявляться и как среди богачей, для которых является невозможным подать несколько копеек нищенствующему, так и среди живущих бедно, но кто видит свое счастье только в деньгах или новых приобретениях.
Многие пытаются оправдывать свою зацикленность на деньгах, наличием благородных побуждений и объяснять свои действия заботой о других, когда только прикрывают своё внутреннее сребролюбие. Так поступают те, кто прячет общественные взносы, оплачиваемые всеми сотрудниками, мотивируя тем, что необходимо кормить семью или так требуют бесплатный проезд те, кто прикрывается детьми. Не имея на самом деле льгот. Вариантов получить выгоду или просто не потратить своё имеет много предпосылок и оправданий для этого также существует не мало.
Исключительно в церкви разводятся понятия искренней помощи и притворной благодетельности, когда нынешний социум с целью развития экономики и индивидуального развития и обогащения каждого только всё больше запутывает понятия, возводя богатство в культ и даже критерий измерения статусности человека, как личности.
Чем больше утрачивается ценность человеческой личности, проявления её свободы и уникальности как таковой, тем меньше проявленность индивидуальности и вообще стремления к познанию себя, тем больше становится проявления себя через внешнее. Сейчас у человека довольно мало есть представлений о собственной душе и том, чем она наполнена, никто не практикует духовные аскезы, практики, не занимается самопознанием, даже самосовершенствование становится чем-то сверхнормальным, этому учат и к этому мотивируют. В таком обществе нет возможности предъявлять себя через внешнее, а значит, самовыражением служит только материальное, а любовь к нему появляется как замещение истинной любви к себе.
Сребролюбие в православии
Грех сребролюбия в православии причисляется к наиболее тяжким преступлениям веры, поскольку напрямую нарушает вторую церковную заповедь о не поклонении богатству. Тяга к ненасытному увеличению материальных благ трактуется, как служение идолам или то, что человеком управляет бес, злая сущность и уводит его душу дальше от праведного пути. Противоположной чертой, поощряемой в религиозном контексте, является добродетель, когда человек способен отдать последнее или поделиться малым имеющимся с тем, кто нуждается.
Многие тексты говорят о сребролюбие как черте, позволяющей стремиться к обогащению, являются отдельными богами, все больше захватывающими власть в мире. Церковные тексты, предостерегающие о невозможности служения и богу и деньгам, ставят сребролюбие как идолопоклонничество, а эгрегор денег возводят на один уровень с единым божеством. Это показывает насколько сильное влияние стремление к накоплению или жадность в расставании оказывает на человеческую душу, что впоследствии влияет на выбор пути и развитие всей жизненной дороги.
Разбирая сребролюбие, что это за грех, его действие на человека можно опираться на слова святых, называвших именно его основополагающим всего злого на земле. Так ещё первые люди решили обладать яблоком, Люцифер, будучи ангелом, решил обладать свободой и все прочие притчи из Библии внушают понимание, что стремление к лишнему в мирском понимании приводит к исчезновению духовной жизни, приводит к наказанию в контексте веры. Не считая важным потратить время на молитву люди способны тратить больше часов на работу, не стремясь помочь нуждающимся, ищут новые способы афёры и нелегального заработка, даже идя в гости, могут просчитывать собственную выгоду. Нет запрета на богатую и даже роскошную жизнь, порицается только, то поведение, когда деньги ставятся во главу угла и составляют конкуренцию богу, нарушая главную заповедь.
Наиболее распространёнными причинами, приводящими к возникновению сребролюбия даже среди глубоко верующих христиан, являются вполне объяснимые социально и психологически процессы. Среди главных – неуверенность, отсутствие стабильности и возможности обеспечить себе страховку на непредвиденный случай. Это сильно перекликается с отсутствием базовой безопасности, нарушенной психологическими травмами в детстве или недостаточной верой в спасение через бога в настоящем.
Излишнее стремление к деньгам является действенным выражением недоверия богу и его силе, как спасающей от любых неприятностей. Особенно опасно проявление сребролюбия среди людей, призванных по своей профессиональной направленности помогать людям, развивать и настраивать их на путь духовный. Так появляются врачи, назначающие ненужные анализы и операции, заставляющие покупать препараты, дороже необходимых аналогов, так учителя ставят хорошие оценки, руководствуясь личной выгодой, не задумываясь о последствиях деятельности того человека и многие другие специалисты.
Как избавиться от сребролюбия
Тем, кто замечает за собой всё большее погружение в заботы о материальном, стоит найти основные моменты, помогающие вернуться на путь духовный и отречься от сребролюбия. Первым моментом, помогающим справиться с таким наваждением, является вера. Для находящихся в любой религиозной традиции – это непосредственная вера в бога и его помощь, в то, что все испытания даются для чего-то и только всевышний в итоге знает, какой дорогой лучше всего пойти человеку.
Думать только о настоящем, без попыток предотвратить бедность или неприятности в будущем и, не пытаясь запастить впрок – духовная практика, обозначенная как в религиозных текстах, так и в психологических теориях. Тем, кто является атеистом, рекомендуется вспомнить события своей жизни, когда было тяжело или куски биографии других людей, преодолевших неприятности и бедность.
Неуверенность в завтрашнем дне может рождать невротическое стремление к жадности, накопительству и попыткам все посчитать – чем больше спокойствия и предсказуемости будет привнесено в жизнь, чем крепче станут внутренние опоры, тем меньше задач будет возлагаться на материальное спасение. Человек, который понимает, на что способен и что он выкрутится из любой ситуации, меньше трясётся и возводит в культ материальное, зная, что истинное сокровище представляют люди, способные помочь в нужный момент.
Мысль о конечности жизни и том, что смерть может наступить критически близко, также позволяет переоценить свои действия и стремления. Для верующих – это необходимость отвечать на страшном суде, где их будут судить как грешников за нарушение второй заповеди. Такой вариант держит в постоянном страхе и уберегает от сребролюбия, но существует и более лояльная форма, без запугивания. Когда каждый раз понимать, что жизнь может оборваться, что количество минут отмеренных нам временем довольно мало, начинают проступать истинные ценности, такие как объятия любимого человека, созерцание заката или передачи своих ценных знаний дальнейшим поколениям. Именно близость смерти и конечность отрезвляет и позволяет понять, что только материальное не заберешь с собой и не оставишь в виде памяти о себе, т.к. остаются в основном рассказы, легенды, повести, берущие своё начало из реальной человеческой жизни.
Раздавать милостыню и совершать прочие благодетели, пусть и через силу волевое намерение поначалу в итоге приводит к уменьшению сребролюбия. Сначала пропадает жалость к потраченному, а потом появляется радость от принесённого добра в обмен на мнимые радости денег. Это может стать новой страстью – раздавать всё, что было заработано ради того, чтобы увидеть радость других, греющую больше чем собственная. Можно попутно наложить на себя аскезу – зарабатывать только для поддержания жизни и обеспечения жилья, а всё, что сверх или раздавать или прекращать работать, освобождая это время для духовных практик, общения с семьей, заботы об окружающем мире.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Грех Сребролюбия в православии: что это такое
Сегодня без денег невозможно себе представить ни городскую, ни деревенскую жизнь. Каждый человек нуждается в одежде, пище, крыше над головой. Иногда желание обладать деньгами настолько пленит человека, что его желания выходят за рамки естественных потребностей.
В обществе материальные ценности преобладают над духовными, все чаще встречаются люди, желающие стать обеспеченными и приумножить свое богатство любой ценой. Однако в православии такая ненасытная жажда денег считается одним из самых тяжких грехов.
Возникает вопрос: сребролюбие – это что, как побороть в себе эту страсть?
Что это такое?
Сребролюбие – что в современном мире означает это понятие? Это страсть, которая заключается в бесконечном увеличении материальных благ.
Противоположностью этому греху является нестяжание. В Википедии о сребролюбии можно прочитать много познавательного, однако все-таки лучше обратиться к книгам Святых отцов, которые оставили нам ценные советы о том, как бороться с этой напастью.
Существует несколько разновидностей сребролюбия: жадность – тяга к обладанию чужим и скупость – нежелание отдавать свое.
В Священном Писании можно отыскать много указаний на то, что любостяжание – это страсть, поклонение идолу – «золотому тельцу», а не Господу. Об этом свидетельствует изречение, что нельзя служить двум господам: и Богу, и мамоне.
Умение зарабатывать деньги – это тоже дар, который дан нам свыше, конечно же, закапывать в землю свой талант не стоит. Святые отцы говорят, когда увеличивается богатство, не нужно прилагать к нему сердца.
К тому же Библия нас учит быть милосердными, сострадательными, делиться избытком с нуждающимися людьми.
Что это за грех любостяжание – это неестественная привязанность к материальным благам, страсть к вещам, которая разделяет нас с Божественным началом, опустошает нашу душу и сердце.
На заметку! Не каждого богатого человека можно назвать алчным, скупым. Этот грех может поселиться даже в душе бедного человека, который таит в себе эту сильнейшую греховную похоть к деньгам.
На самом деле, что означает такое неестественное желание владеть богатством? Святые отцы утверждают, что это греховное увлечение порождено отсутствием веры в Бога, неуверенностью в будущем, желанием обеспечить себе безопасное проживание, быть признанным и уважаемым.
Неверие и гордыня – это тяжкие прегрешения, с которыми нужно бороться на протяжении всей своей жизни!
Познавательно! Церковные термины: что такое Всенощное Бдение в церкви
Корни греха
Все христиане знают, что такое любовь к деньгам, или сребролюбие, в православии, однако не только не предпринимают мер для искоренения этого греха, но и способствуют его навязыванию.
Сейчас с младенчества ребенку родители внушают, как важно быть материально обеспеченным, успешным. Именно они ориентируют свое чадо на достижение целей, восхождение по карьерной лестнице.
Детям старшее поколение осознанно прививает эту зависимость, ведь сребролюбие в детском возрасте выражается в желании обладать дорогой вещью – телефоном, планшетом и т. д.
Познавательно! Что означают 10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов
Как часто родители учат выбирать друзей исходя из того, какие выгоды можно извлечь из дружбы. Сейчас особенно важно для старших, кем работают родители друга.
Что такое сребролюбие – это желание девушек нравиться парням, владеющим дорогостоящей машиной или другими ценностями. Грех сребролюбия порождает множество других грехов: зависть, гнев, гордыню, воровство.
Вырастая, подросток начинает думать, что все продается и покупается, за деньги можно купить дружбу и любовь.
Во многом этому способствуют средства массовой информации, которые учат, что это не грех – сребролюбие, ведь привлечь к себе внимание окружающих можно только обладая каким-либо материальным объектом.
Википедия о сребролюбии говорит, что это один из восьми самых тяжких грехов.
Действительно, сейчас многие из нас уделяют много времени наблюдению за котировками валют, современный человек посещает тренинги о том, как выгоднее вложить свой капитал, как быть успешным и желательно не прилагать для этого никаких усилий.
Мы невольно получаем информацию о том, что грех сребролюбия – это вовсе не порок, а устаревшее и неактуальное понятие.
Как обнаружить у себя этот грех?
Что это за грех – сребролюбие, понимают многие, особенно верующие, которые часто посещают храм и слушают проповедь о пагубной страсти от священника. Но как же обнаружить эту немощь, ведь очень часто мы остаемся «слепыми», не видим явных свидетельств греха.
Итак, симптомами этой «болезни» могут быть:
- Ожидание личной выгоды во всем. Человек не приходит на помощь ближнему, если в результате этого он не получит ничего, кроме слова «спасибо».
- Неправедная прибыль. Продажа или покупка краденого товара, подлог финансовых документов, обсчет или обвес.
- Взяточничество. Занимая определенную должность, уполномоченный властью человек не предпринимает никаких мер по решению проблемы, если ему не преподносятся подарки или деньги.
- Накопительство и мелочность. Человек отдаляется от Бога, посещение служб становится для него пустым времяпрепровождением и тратой времени. Воскресные и праздничные дни он уделяет различным мероприятиям для умножения и накопления собственного богатства. Такие люди, как правило, не желают подавать милостыню, становятся жестокими и немилосердными.
Заботясь о своем материальном благополучии более, чем о духовно-нравственном развитии, мы становимся зависимыми и порабощенными.
Некоторые люди утверждают, что деньги им приносят свободу и независимость. На самом деле это не так: люди, прожившие всю жизнь, знают, что означает это стремление к накопительству.
В конечном итоге ломаются судьбы, истинные ценности заменяются бесконечной борьбой за власть, деньги, богатство. Из жизни человека исчезает искренняя любовь, дружба, бескорыстие.
Интересно! Сильная молитва о здравии наших родителей
Восстающая на душу страсть порождает другие похоти, например:
- воровство;
- предательство;
- лицемерие;
- гордость;
- ненависть;
- гнев;
- невоздержание;
- убийство.
Все происходит постепенно, сердце человека окутывается все новыми грехами, угасает совесть, которая перестает его мучать.
Нужно знать! Все знают историю Иуды, который предал Иисуса за 30 серебреников. Так вот, в его душе тоже с каждым днем созревали пороки: сначала зависть, потом воровство денег, пожертвованных бедным, а затем предательство. Если вовремя не остановиться, каждого из нас ждет такая же участь.
Как избавиться от порока?
Наставления Святых отцов помогут удушить в себе все проявления этого греха. Главное, помнить о следующем:
- Мы приходим в этот мир нагими, ни с чем и уходим из него. Никто не забирает с собой ни богатство, ни славу, ни почести.
- Господь заботится о душе каждого из нас. Он знает наши потребности и желания, поэтому обязательно поможет.
- Постоянно следует представлять себе Божий Суд, который не пощадит лихоимцев, воров, преступников.
Полезное видео: Как победить сребролюбие и жадность?
Подведем итоги
Сегодня в каждом православном храме можно услышать проповедь о грехе сребролюбия, но не каждый человек способен увидеть страсть. По словам Святых Отцов, определить зависимость очень просто, главное, ответить на вопрос: «На кого я надеюсь больше? На себя или на Бога?».
Уверенность в собственных силах, неверие в Промысел Божий делают сердце маленьким, управляет таким человеком дьявол. Чтобы избавиться от этих страстей, нужно вести непрестанную борьбу с нечестивыми помыслами, воспитывать в себе добродетели, противоположные сребролюбию.
Патриарх Кирилл: Сребролюбие — это безумие, потеря сознания
Что такое сребролюбие? Об этом рассуждает Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в своей проповеди в Великую Среду после Литургии.
Сребролюбие
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы! Дорогие братья и сестры!
Всех вас приветствую и поздравляю с Великой Средой. Это день, когда Церковь вспоминает два важных события Евангельской истории: помазание Господа руками грешной женщины и предательство Иуды (Мф. 26:6-16). Неслучайно два события воспоминаются вместе. Жертва, которую принесла женщина, отдав, может быть, все свое имение на приобретение драгоценного мира, была несовместима с образом мыслей и житейскими понятиями одного из учеников Спасителя — Иуды Искариота. Этот поступок так глубоко ранил его душу, нанес такой удар по его мировоззрению, по его ценностям, что он осознал полную несовместимость самого себя, своих жизненных устремлений с тем, что происходило вокруг Спасителя, с Его проповедью, с Его жизнью, с тем, как преображались и менялись люди через общение с Ним. Иуда уходит к врагам и предает Спасителя за 30 сребреников.
Неслучайно в этом рассказе фигурируют деньги, потому что Иуда был сребролюбив. О нем рассказывает один из евангелистов, что он был вор и крал из общей кассы, куда складывались пожертвования. Итак, главной движущей силой предательства стало сребролюбие.
Жертвенная блудница и сребролюбивый апостол! Какое абсолютное несоответствие! Грешница, которая отдает все, что имеет, — и апостол, приближенный к Спасителю, который не может перенести страшного для него зрелища, когда грешная женщина отдает все свое имение, чтобы возлить драгоценную жидкость и тем самым приуготовить Спасителя к погребению…
Святитель Григорий Палама, размышляя о грехе сребролюбия, говорит, что это болезненная страсть, которая проистекает не от бедности, а от безумия. И далее напоминает, что Сам Господь назвал безумным того, кто хотел разрушить свои житницы и построить бОльшие (см. Лк. 12:16-21). Господь называет безумным человека, который теряет жизненные ориентиры, подлинные цели в жизни, потому что главной для него целью становится стяжание материальных средств.
Мир так устроен, что деньги являются эквивалентом нашего труда, материальных ценностей этого мира. Не имея денег, человек в современных условиях практически не может существовать, особенно в городах. Ведь он должен покупать продукты питания, обеспечивать себя одеждой, на многое тратить деньги, особенно если у него есть семья, — на детей, на их одежду, на питание, на лекарства, на образование, на отдых. Получение человеком средств в ответ на труд не является ни преступным, ни зазорным и никак не осуждается Богом. Но сребролюбие — это нечто иное. Это не получение средств, без которых человек не может жить и которые являются платой за его труд. Это некая жизненная установка, когда все остальное уходит на задний план, а деньги разрастаются в масштаб всей человеческой жизни, поглощая и внимание, и душевные силы, и целеполагание, и устремления. Главным в жизни становится получение денег, и совершенно правильно святой Григорий Палама называет это болезнью, болезненной страстью, безумием. Ведь если деньги — эквивалент труда и ценностей, то может ли этот эквивалент рассматриваться как главная ценность человеческой жизни? А все остальное, что с деньгами не связано? Ведь это весь Божий мир — это любовь и радость, это мир и покой, это знания, это творчество, это, в конце концов, жертвенность, это все великие добродетели, которые и являются подлинными ценностями человеческой жизни! И если стяжание материальных средств выбрасывает из жизни, уводит на периферию все остальное, то что же происходит с человеком-сребролюбцем? Он действительно впадает в безумие, он теряет разум.
А если подумать о том, что жизнь человека скоротечна и часто те средства, которые человек болезненно скапливал всю жизнь, неизвестно кому достаются и неизвестно как тратятся? Хорошо известны примеры несчастных детей богатых родителей, которые не сумели ничего сделать в жизни, а лишь спустили все состояние, так что оно исчезло, растворилось… Сребролюбие имеет очень опасные последствия. Человек, у которого в фокусе жизни — идея собирания материальных средств, не видит ничего другого. Замечательно сказал об этом Исидор Пелусиот: «У сребролюбца нет родных и нет друзей». Совершенно верно! Если в центре человека — материальные средства, то все остальное оказывается на периферии. И родство, и дружба забываются, и всякие человеческие отношения отравляются этим ядом сребролюбия.
Как мог апостол, бывший свидетелем чудес Спасителя, воскрешения Лазаря, дивных Его слов, обращенных к людям, совершить такой поступок? Прав Григорий Палама — сребролюбие является безумием, потерей сознания, страшной духовной болезнью, ведь только духовной болезнью и можно объяснить совершенно необъяснимый естественными причинами поступок Иуды.
Все, что произошло в Великую Среду, поучительно для всех нас. Нам открывается великое Божие милосердие, Его способность по любви прощать людям грехи в ответ на их раскаяние, их жертву. Пример этого Божиего милосердия — женщина-блудница, проливающая на тело Спасителя драгоценное миро. Она была оправдана, и, как мы слышали сегодня из Евангелия, где бы ни было проповедано Слово Божие, везде будет известно о ее поступке. Не для того, чтобы прославить эту женщину, нам до сих пор неизвестную, а для того чтобы прославить ее образ мыслей, противопоставив безумству Иуды, безумству стяжательства, безумству сребролюбия. И да поможет нам Господь умом и сердцем воспринять великий урок Великой Среды. Аминь.