Исторические предпосылки возникновения и становление общества «Знание»

(из диссертации Криворотова Анатолия Филипповича «Общество «Знание» в реализации экономической политики советского государства. 1950-1991 годы)

Просветительская деятельность в России имеет давние традиции. Еще в конце XIX — начале XX вв. в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и других городах появились общества любителей естествознания, открылись воскресные школы, народные университеты. По существу это были первые организованные формы просветительской работы. При этом просвещение и образование шли постоянно рядом, дополняя и развивая друг друга.

Хотя принято считать, что просвещение в России становится областью общественной деятельности лишь во второй половине XDC века, традиции научно-просветительских организаций восходят ко времени правления Екатерины Второй. В 1765 г. в Петербурге было основано Императорское Вольное экономическое общество — одно из старейших европейских научных обществ, объединившее видных российских ученых и общественных деятелей с целью служения делу науки, распространения в обществе передовых хозяйственных идей. Пятнадцать высших сановников, приближенных к Екатерине II, вошли в состав Вольного экономического общества. Они обратились к императрице с просьбой о покровительстве. Екатерина II не только оказала содействие в становлении Общества, но и активно участвовала в его работе. Общество получило статус независимого от правительства. В своей деятельности его члены были обязаны руководствоваться требованиями общего блага, а также развития новых и традиционных форм природопользования, особенно земледелия и лесного хозяйства.

Вольное экономическое общество просуществовало до 1917 года. Оно практиковало различные пути распространения знаний среди населения: подготовку учителей земледельческих училищ, издание и распространение книг общеобразовательного содержания, оказание содействия устройству общественных библиотек при дворянских собраниях в провинциях. При участии Вольного экономического общества в Петербурге с 1825 по 1844 гг. работала особая сельскохозяйственная школа. В ней крестьяне обучались земледелию и горному делу. Комитет грамотности, организованный в 1861 г. при Обществе, призван был решать главную задачу — распространять знания и грамотность среди народа. Важным направлением научной деятельности Вольного экономического общества являлись сбор и анализ данных для Статистического комитета.

Как известно, после отмены крепостного права ускорились темпы технического прогресса, предъявлявшего большие требования к системе образования и просвещения широких народных масс. В 1866 г. в Петербурге было образовано Русское техническое общество. Оно занималось разработкой и популяризацией знаний, положило начало общеобразовательным школам для рабочих. До 1896 г. данное общество устроило, кроме специальных технических училищ, курсов и школ для детей рабочих, еще 15 воскресно-вечерних классов для рабочих и два класса для работниц. С 1879 г. Петербургское городское управление начало организовывать воскресные школы. В 1880 г. их было уже около 20. В них учились свыше тысячи человек. В 1887 г. в Петербурге открылись первые бесплатные читальни.

С помощью тайного советника, мецената, просветителя и педагога Александра Григорьевича Неболсина в Санкт-Петербурге открылись 56 профессиональных школ и училищ для рабочих и их детей. «Нам необходимо, — говорил Александр Григорьевич, — чтобы наш рабочий класс был не менее образован, чем за границей. И поэтому настоятельной потребностью момента является распространение нашего технического образования».

В конце 1870-х годов в составе Русского технического общества был организован электротехнический отдел, а в 1890 г. основан журнал «Электричество». С 1892 г. издавался журнал «Техническое образование», в 1889 и 1895 годах созывались съезды деятелей технического и профессионального образования в стране. С 1867 г. в Петербурге стали проводиться съезды русских естествоиспытателей и врачей. В начале 1870-х годов в Педагогическом музее прикладных знаний проходили систематические чтения популярных лекций естественнонаучного и технического содержания. Эти лекции, издаваемые в виде брошюр, широко распространялись.

До конца XIX в. в России не было крупных центров народного просвещения. Однако в 1905 г. в столице при созданной П.Ф. Лесгафтом Вольной высшей школе с естественным, педагогическим и историческим факультетами, были открыты вечерние курсы для рабочих. В 1907-1909 гг. в Петербурге действовало уже 15 просветительских обществ. К 1914 г. их число сократилось до десяти, но при этом значительно возросла их активность. Более тысячи членов насчитывало в это время Сампсониевское общество образования на Выборгской стороне. Столько же членов — в клубе «Источник света и знаний» на Васильевском острове. В Нарвском районе действовало «2-е Нарвское общество образования», за Московской заставой — Общество «Образование», в Невском районе — Общество «Знание — свет», в Петербургском — «Общество образования им. М.М. Стасюлевича», Общество «Наука» и Общество «Знание».

В начале XX века в России получили широкое распространение народные университеты и народные дома. Их возникновение было вызвано ростом социальной активности и стремлением народа к самообразованию, а также желанием интеллигенции создать по образцу стран Европы и Америки сеть просветительских обществ, способных решать не только образовательные, но и социальные задачи.

Весной 1906 г. в Петербурге начало работать основанное известным психологом и криминалистом Д.А. Дрилем Общество народных университетов.

При Обществе была организована широкая и успешная научно-просветительская деятельность, послужившая образцом для многих других городов России. В уставе Общества говорилось, что цель Общества — «распространение в народных массах образования как общего, так и профессионального».

Совет петербургского Общества народных университетов руководил работой тематических секций, различных учебных отделов, народной консерватории, театрального отдела, а также занимался организацией лекторских собраний. К преподаванию привлекались лучшие научно-педагогические силы столицы.

Ежегодно публиковались отчеты о работе Общества и всех его подразделений с описанием программ, перечнем лекторов и анализом социального состава учащихся. Эти данные свидетельствуют о том, что до конца 1906 г. на лекциях Общества народных университетов побывало более 10 тыс. слушателей. В 1907 г. их число превысило 23 тысячи. Общество имело договоренность о чтении просветительских лекций с рядом профессиональных союзов (картонажников, экипажников, доковых рабочих и др.). Для слушателей проводились занятия по истории, литературе, естественным наукам, философии, экономике и праву.боргской стороне, на Шлиссельбургском шоссе, при Металлическом заводе в Полюстровском районе, за Невской заставой близ Обуховского завода, в районе Галерной гавани, в Спасском районе, в селе Рыбацкое. Центральные аудитории Общества народных университетов располагались в Городском доме, на Садовой, 55. Там проводились общеобразовательные курсы, курсы для подготовки экстернов, бухгалтерские курсы, курсы стенографии, иностранных языков, по подготовке преподавателей выразительного чтения. В начале XX в. большую популярность приобрели некоммерческие народно-просветительские учреждения графини СВ. Паниной. Первый Народный дом Паниной был открыт в Санкт-Петербурге на Тамбовской улице в пасхальные дни 1903 года. Этот дом вполне заслуженно может носить название «первого в России народного политехникума», при организации которого графиня использовала опыт устроения лондонских просветительских учреждений, где людям предлагались не только «здоровые развлечения», но и возможность расширить свои познания.

В Народный дом графини Паниной перешли из прежде наемных помещений вечерние классы для рабочих. Рабочим преподавались русский язык, арифметика, геометрия и черчение. На первом этаже Дома размещались механические мастерские ремесленных классов для подростков, получавших начальное образование, профессию столяра или слесаря. Здесь работали библиотека, лекционный зал и небольшая обсерватория. В зрительном зале на тысячу человек проходили спектакли и театральные постановки. В большой столовой дети и подростки кормились бесплатно, а взрослые — за умеренную плату.

В 1905 г. была создана «Лига Образования» для совершенствования системы российского образования и просвещения. «Лига» занималась теоретической разработкой вопросов общего образования: внешкольного, школьного, университетского и участвовала в основании различных образовательных учреждений. Деятельность «Лиги» была нацелена на защиту права каждого гражданина на образование и охватывала все слои населения. В учредительном собрании этой организации, которое проходило в Петербурге 4 марта 1905 г., принимали участие общественные деятели, профессора и ученые, врачи и учителя, литераторы, журналисты, множество учащейся молодежи, — рабочих, крестьян. В организационный комитет «Лиги» входили: представитель Академии наук Н.Н. Бекетов, С.А. Венгеров, Н.О. Лосский, П.В. Преображенский и другие видные ученые и общественные деятели.

При Правлении «Лиги Образования» работало несколько комиссий: художественная, музейная, комиссия по реформированию школьного законодательства, вопросам взаимоотношений семьи и школы, открытию новых школ, бесплатной рассылке газет и журналов и другие.

Одним из наиболее важных направлений в работе «Лиги» была подготовка педагогов и специалистов для народного образования. Организовывались специальные педагогические и летние образовательные курсы для народных учителей. В 1907 г. Императорское Вольное экономическое общество передало «Лиге Образования» библиотеку, которая послужила основой для формирования новой Центральной Педагогической библиотеки «Лиги Образования».

После октября 1917 г. стала формироваться новая система просвещения. 9 ноября 1917 г. ВЦИК и СНК учредили Государственную комиссию по просвещению. Ее возглавил А.В. Луначарский. В октябре 1917 г. организационно оформился Союз пролетарских культурно-просветительских организаций (Пролеткульт). Среди его руководителей и теоретиков были А.А. Богданов, М.И. Калинин, П.И. Лебедев-Полянский и др. В пролеткультовском движении только в 1919 г. участвовало более 400 тыс. человек, издавалось до 20 собственных журналов, в том числе «Горн», «Зарево заводов», «Пролетарская культура».

В соответствии с Положением об организации народного образования в РСФСР, принятом Совнаркомом 18 июня 1918 г., был сформирован Наркомат просвещения. При нем действовали библиотечная группа для руководства библиотеками, Внешкольный отдел, а также территориальные и местные органы народного образования, осуществлявшие руководство деятельностью массовых культурно-досуговых учреждений, поддерживали идею создания различных общественно-организованных форм досуга. В 1920 г. Внешкольный отдел при Наркомпросе был преобразован в Главный политико-просветительский комитет.

Проведенная в 1920 г. после гражданской войны перепись населения выявила в стране 54 млн неграмотных. Задача ликвидации неграмотности стала одной из основных в государственной политике народного образования и просвещения. С 1921 г. советская власть начала проводить массовые кампании по ликвидации неграмотности, привлечению рабочих в высшие учебные заведения. В 1923 г. было организовано Всероссийское добровольное общество. «Долой неграмотность» во главе с М.И. Калининым. На средства общества содержались тысячи школ по ликвидации неграмотности (ликбезы). В 1925 г. в ликбезах обучалось почти 1,4 млн взрослых. В результате, согласно всесоюзной переписи 1926 г., грамотность населения составила 51,5%, в том числе по РСФСР — 55%.

Грамотность городского населения составила 76,3%, сельского — 45,2%. Наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи закрепления в массах коммунистической идеологии. Руководил этой работой Главполитпросвет. Выпускались специальные серии популярных брошюр на антирелигиозные, политические, экономические, бытовые, исторические и революционные темы, излагавшие официальную точку зрения. Пропаганда отодвигала собственно просветительскую деятельность на второй план. Ее центрами стали культурно-просветительные учреждения: клубы, библиотеки, избы-читальни. С 1923 г. их сеть увеличилась.

В послеоктябрьский период закладывается традиция выступлений ведущих ученых перед массовой аудиторией. Уже в 1917 г. при активной поддержке А.М. Горького была создана Ассоциация по развитию и распространению наук. Ее возглавил академик В.А. Стеклов.

При Государственной комиссии по просвещению в ноябре 1917 г. был создан Отдел искусств. Он решал вопросы оказания помощи художникам, поэтам и др. Большое внимание уделялось становлению советского музыкального искусства. В декрете СНК «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля 1918 г. впервые вводится понятие «государственное музыкальное строительство». В просветительской и художественно-пропагандистской работе активно участвовали многие композиторы, исполнители, музыковеды: Б.В. Асафьев, С.Н. Василенко, А.К. Глазунов, М.Ф. Гнесин, Ф.И. Шаляпин и другие.

В пропагандистской работе видное место отводилось киноискусству. Совнарком своим декретом «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению» от 27 августа 1919 г. узаконил национализацию кинематографа. Его деятельность была направлена на создание кинохроники, агитфильмов и художественных картин, пропагандирующих коммунистические идеи. Всего в 1918-1920 гг. было выпущено более 200 хроникальных и специальных кинолент.

Первая мировая и гражданская войны подвели Россию к состоянию экологического кризиса из-за массового истребления животного мира, вырубки лесов, повсеместного браконьерства. Поэтому возникла необходимость природоохранной пропаганды и просвещения.

Первая мировая и гражданская войны подвели Россию к состоянию экологического кризиса из-за массового истребления животного мира, вырубки лесов, повсеместного браконьерства. Поэтому возникла необходимость природоохранной пропаганды и просвещения.

В 1924 г. было организовано Всероссийское общество охраны природы (ВООП), проводившее целенаправленную работу по экологическому просвещению. Относительно скромная в количественном отношении издательская деятельность ВООП в эти годы компенсировалась качеством этих публикаций. Помимо журнала «Охрана природы», ВООП публиковало многочисленную популярную литературу, листовки и т.п. Публикации журнала «Охрана природы» несли большой воспитательный заряд.

С начала 1920-х годов создается специализированное издательство, занятое публикацией научно-популярной литературы, в работе которого участвуют крупнейшие ученые страны. С середины 1920-х годов шел процесс консолидации специалистов вокруг обществ просветительского характера.

В 1927 г. во всех центральных газетах была опубликована декларация группы научных и технических работников, выступивших с инициативой организации Всесоюзной ассоциации работников науки и техники «ВАРНИТСО» для содействия экономическому и культурному развитию страны.

На состоявшейся 23 апреля 1928 г. в Москве первой Всесоюзной конференции Ассоциации были созданы четыре секции — индустриальная (во главе — проф. С.Д. Шеин), сельскохозяйственная (проф. А.А. Ярилов, один из организаторов природоохранного движения), культурно-просветительная (проф. О.Ю. Шмидт), народного здравоохранения (А.Н. Сысин). Общество приступило к изданию журнала «Наука и социализм». К декабрю 1928 г., к началу работы второй конференции ВАРНИТСО насчитывала 10807 членов, в числе которых было 4627 научных сотрудников, 2912 инженеров, 1632 агронома и зоотехника, 2912 врачей и 105 8 преподавателей.

Члены ВАРНИТСО принимали участие в разработке новых методов преподавания в вузах, участвовали в реформе школы и выработке новых учебных планов, проведении производственной практики. На предприятиях, в научно-исследовательских институтах создавались коллективы ВАРНИТСО, которые выступали за приближение научной работы к производству и продвижение в производство научных достижений. Члены Ассоциации концентрировали внимание на узловых хозяйственных проблемах, боролись за качество продукции, широкое развертывание рационализаторской работы, проводили обсуждения перспектив развития предприятий. При содействии ВАРНИТСО устраивались широкие публичные дискуссии, проводились обсуждения планов технической реконструкции и технических проектов, осуществляемых и разрабатываемых с целью выявления наиболее выгодных технических и экономических вариантов. Все это способствовало внедрению технических знаний в рабочие массы, содействовало развитию рабочего изобретательства.

В 1920-е годы возникла особая форма высшего образования для рабочих — рабочие факультеты (рабфаки). Массовой формой подготовки кадров рабочих в 1921-1925 годах также стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

В 1930-е годы культурно-просветительные учреждения стали проводникамиидей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилетних планов, организовывали предвыборные кампании, пропагандировали социалистическое соревнование, распространяли производственные, технические, сельскохозяйственные знания, организовывали техническую и сельскохозяйственную учебу. Кроме государства, средства на строительство и содержание учреждений культуры стали выделять предприятия, совхозы и колхозы.

Большое значение придавалось работе сети библиотек. В небольших городах и сельских местностях библиотеки зачастую выступали единственными просветительскими учреждениями. Библиотечные работники получали квалификацию в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях в педучилищах. Для подготовки клубных работников были открыты специальные трех- и шестимесячные курсы во всех областных центрах.

С 1934 г. в школах были введены новые программы обучения, включавшие восстановленные предметы — историю и географию, огромными тиражами издавались новые учебники, была усилена регламентация учебного процесса. К концу 1930-х годов около 70% всего взрослого населения страны умели читать и писать. А в 1940 г. по количеству школьников и студентов Советский Союз занял первое место в мире. Это стало возможным благодаря целенаправленной государственной поддержке развития системы народного образования, расходы на которую увеличились за период с 1928 по 1938 гг. в 14 раз.1

С началом Великой Отечественной войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Культурно-досуговые учреждения вели свою работу в цехах, красных уголках, бомбоубежищах, на станциях метро, в агитпунктах вокзалов, на платформах железнодорожных станций, в воинских частях, госпиталях, на призывных пунктах военкоматов по месту жительства.2

Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте, тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Во время войны изменился и режим работы культурно-досуговых учреждений: проводилась групповая и индивидуальная работа с населением, беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками. В этой экстремальной ситуации вновь пришлось вспомнить опыт Первой мировой и Гражданской войн. Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры — походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитпункты. Огромной популярностью пользовались выступления писателей-фронтовиков Н. Тихонова, К. Симонова, М. Шолохова, И. Эренбурга. Колоссальную по своему воздействию роль сыграли специально снимавшиеся художественные фильмы с участием наиболее популярных артистов. Документальное кино, фотохроника, фронтовая и центральная печать приобрели особое значение для агитации и пропаганды среди населения не только СССР, но и тех стран, откуда изгонялись фашистские войска.

Экстремальные условия войны потребовали создания особой правительственной структуры, информировавшей население СССР и других стран — Совинформбюро. Функции этого органа были чрезвычайно разнообразны и не ограничивались пропагандой и агитацией. В то же время требовалась специализированная организация, которая занималась бы столь необходимой фронту и стране просветительской работой. Поэтому в августе 1943 г. было создано Всесоюзное лекционное бюро. Оно стало центром, в котором силами крупнейших специалистов разных отраслей знания разрабатывались лекционные темы, проводилась работа по повышению качества и методики работы лекторов страны.За неполные четыре года своего существования Всесоюзное лекционное бюро проделало значительную работу в области распространения политических, научных и военных знаний. Силами виднейших ученых, военных и общественно-политических деятелей бюро разработало и подготовило к публичному чтению около 700 тем по самым разнообразным актуальным вопросам внутренней и внешней политики, философии, экономики.

В деятельности лекционного бюро участвовали видные ученые из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. С лекциями выступали академики, члены-корреспонденты Академии наук, доктора наук, генералы, полковники, писатели, журналисты, государственные и общественные деятели. Всего по поручению лекционного бюро за время его существования было прочитано 13,5 тыс. публичных лекций, из них 6 тыс. лекций в 150 республиканских и областных центрах страны. На лекциях побывало свыше 3,5 млн человек. За время своей деятельности Всесоюзное лекционное бюро издало 255 брошюр стенограмм публичных лекций общим тиражом в 11 млн экземпляров.

Война нанесла удар по всей материальной базе просветительской работы в стране. С 1941 по 1945 гг. резко сократилось количество дворцов и домов культуры, клубов, массовых библиотек, музеев. Но по мере освобождения территорий от немецкой оккупации в стране развертывалась работа по восстановлению объектов культуры, причем часто — по инициативе самого населения. Но основную работу по восстановлению разрушенного хозяйства взяло на себя правительство. В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял постановление «О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры». Ставилась задача создать в каждом сельском совете клуб, а районном центре — дом культуры. В феврале 1945 г. был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. В автономных республиках были организованы управления по делам культурно-просветительных учреждений, а на местах — отделы культпросветработы при исполкомах местных Советов.

Даже краткий обзор позволяет говорить о существовании в русской истории давних традиций общественного образования и просвещения. Оба эти направления культурной жизни изменяли свои цели, задачи и формы. Их проводниками были представители различных слоев русского общества. В XX веке они испытали мощнейшее влияние со стороны властных структур, стремившихся направить всю систему образования и просвещения в русло решения политических и идеологических задач. Впрочем, и в этой ситуации традиции просвещения в России сохранялись и последовательно развивались. Вся система просвещения опиралась на неизменную потребность общества в получении достоверной информации об окружающем мире, достижениях в различных областях знания.

Одним из тяжелых последствий Великой Отечественной войны для СССР, понесшим колоссальные человеческие жертвы и огромные материальные потери, стало значительное снижение образованности и культуры широких слоев населения.

В первые послевоенные годы бывшим фронтовикам предстояло восстановить утраченные знания. Тем, кто в годы войны пришел на промышленные предприятия, трудился в сельском хозяйстве, эти знания нередко следовало приобрести. Однако решению данной важнейшей общенациональной задачи мешали жесткий ритм восстановления народного хозяйства, неустроенность послевоенного быта и утрата образовательных навыков.

В тяжелое для народа время — первые послевоенные годы — лучшие представители советской интеллигенции выступили с инициативой по улучшению просвещения народных масс.

1 мая 1947 г. в центральных газетах страны было опубликовано обращение группы ученых, общественно-политических деятелей и работников искусства (среди них С. И. Вавилов, Б. А. Греков, Е. В. Тарле, А. И. Опарин) с предложением создать Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. «Работа по повышению культуры народа будет еще более успешной, — говорилось в обращении, — если усилия работников науки, культуры, искусства будут объединены в специальном Обществе, ставящем перед собой благородную цель политического и культурного просвещения трудящихся».

Академик И.И Артоболевский, вспоминая свои встречи с СИ. Вавиловым, писал: «Трудно даже представить себе теперь, что когда обсуждался вопрос: кто же может быть членом Общества „Знание“, — мы считали, что это могут только люди, имеющие ученые степени и звания. Нам казалось, что если даже охватить только этот круг специалистов идеей распространения знаний, то мы сделаем большое, важнейшее дело».

Идея создания всесоюзной просветительской организации была с энтузиазмом воспринята научной общественностью.

Обращение встретило поддержку и со стороны правительства. Постановлением Совета Министров СССР за подписью И. В. Сталина новому Обществу был передан Политехнический музей и предоставлены другие возможности для работы. Обществу также была передана материальная база Всесоюзного лекционного бюро, послужившая основой для формирования центрального аппарата и структур местных организаций.

В период с 16 мая по 7 июля 1947 г. работал оргкомитета Общества. В это же время были созданы оргкомитеты 15 республиканских обществ (в 1947 г. СССР объединял 16 союзных республик), а также семи отделений общества в крупнейших городах Российской Федерации. 220 учреждений стали членами-учредителями Общества: Академия наук СССР, республиканские академии, 19 отраслевых академий наук, 72 вуза и НИИ, профсоюзные, научные, культурные, молодежные организации. Общее число индивидуальных действительных членов Общества на 1 июля 1947 г. составило 1.414 человек.

7 июля 1947 г. представители научной общественности страны, собравшиеся на учредительном собрании членов общества в Большом театре Союза ССР, приняли решение об учреждении Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Выступая на этом собрании, председатель оргкомитета, президент Академии наук СССР, академик Сергей Иванович Вавилов так определил основное предназначение общества: «Науке обучают, знание передается от одного человека к другому -в этом особый смысл данного русского слова... Наше Общество должно быть проводником и посредником настоящих, высоких, передовых научных знаний от специалистов к народу».

На собрании выступили академики Б.А. Введенский, А.В. Палладии и др., состоялись прения по докладу академика М.Б. Митина об Уставе Общества. В целом ряде выступлений говорилось о глубоких исторических корнях просветительского движения российской интеллигенции. «Со времени талантливых и увлекательных публичных чтений Грановского в Москве, -отмечал в докладе М.Б. Митин. — публичные лекции вот уже более 100 лет стали одной из традиционных форм распространения научных знаний в России». Отмечалась активная научно-просветительская деятельность Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова, К.А. Тимирязева и других великих русских ученых.

Участники собрания приняли первый Устав Общества, избрали Правление и редакционную комиссию.

На пленуме Правления 10 июля 1947 г. был избран следующий состав президиума: председатель Правления — академик СИ. Вавилов, первый заместитель — академик М.Б.Митин, заместители — академик И.И. Артоболевский, профессор В.И. Докукин, И.В. Зубов, члены президиума — академики Е.С. Варга, Е.А. Коровин, И.И. Минц, А.И. Опарин, Е.А. Чудаков, профессор М.В. Нечкина, генерал-майор М.Р. Галактионов.

Но в процессе создания Общества этот первоначальный замысел претерпел существенные изменения. Во-первых, его основоположники поняли, что нельзя замыкать содержание работы на пропаганду только научных знаний. Поэтому в числе подписей под обращением, подготовленным СИ. Вавиловым, стоят имена писателей А.А. Фадеева и К.М. Симонова. Во-вторых, был взят курс на расширение социальной базы Общества.

26 января 1948 г. в Москве состоялся 1 съезд Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Председательствующий на съезде академик СИ. Вавилов подчеркнул, что «Советское правительство оказывает всемерную помощь Обществу с первых же его шагов. Вслед за утверждением Устава Совет Министров принял постановление „о мерах помощи“ Обществу, в результате чего Всесоюзное общество в настоящее время располагает достаточными материальными возможностями для широкого развития своей деятельности».

Число действительных — индивидуальных и коллективных членов Общества к началу работы этого съезда достигло около 6000 тысяч. В список членов Общества вошло много государственных учреждений и общественных организаций, ведущих государственных деятелей, известных ученых, инженеров и работников искусств.

«Таким образом, — заключил СИ. Вавилов, — на сегодняшний день Общество располагает превосходными кадрами и хорошей материальной основой во многих республиках и областях Советского Союза. От нашей активности и нашего умения зависит теперь степень успешности в решении больших и нужнейших задач, стоящих перед Всесоюзным обществом».

Обратим внимание на то обстоятельство, что, как отмечалось на этом съезде, Устав Общества обсуждался довольно активно на заседании Правительства и в него были внесены принципиальные положения. Например, в первый пункт Устава включено положение о том, что Общество является добровольной, общественной политико-просветительной организацией. Это, казалось бы небольшое добавление (слово «политико») по сути определило характер дальнейшей деятельности Общества.

В Устав были включены и другие положения. Так, более точно стал определяться состав Общества (из почетных членов Общества, действительных членов Общества, индивидуальных и членов — коллективов). До учреждения Общества такие организации считались членами- учредителями. Естественно, что после того, как Общество было учреждено, учредителями они больше не могли быть. В связи с этим в пункте 11 Устава было записано: действительными членами-коллективами Общества могут быть научные, культурные, общественные государственные учреждения и организации, принимающие участие в создании и деятельности Общества. Кроме этого, был внесен еще целый ряд важных положений, касающихся структуры Общества и деятельности его органов.

После создания Общества по сравнению с прежним Лекционным бюро значительно расширились масштабы лекционной работы. Лекции, которые читались по поручению Общества, воспитывали в слушателях чувство патриотизма и гордости за свою Родину. Несколько циклов лекций было посвящено развитию и укреплению государства, достижениям советской науки, литературы и искусства. В разработках текстов и чтения лекций участвовали 22 академика, 23 члена-корреспондента, 13 членов отраслевых академий, профессоры, кандидаты наук, писатели, государственные, общественные и политические деятели.

Вместе с тем, наряду с положительным, на съезде отмечались серьезные недостатки как в отношении организации лекционной работы, так и в отношении качества некоторых лекций. «Известная часть лекций,- подчеркнул на съезде академик М.Б. Митин, — до настоящего времени продолжает еще отставать по своему уровню от тех требований, которые мы должны к ним предъявлять. Правда, за этот период времени не очень много было сигналов относительно неудачных, плохих или ошибочных лекций. Таких сигналов в Правление поступило всего четыре. Но это ни коем образом не означает, что все остальные лекции целиком и полностью удовлетворяли своим задачам. Наоборот, можно заранее сказать, что многие лекции и в Москве и на местах целиком и полностью по своему идейно-политическому содержанию и качеству не удовлетворяют возросшим требованиям».

В постановлении первого съезда отмечалось: " Правлением Общества проделана в сравнительно короткий срок большая организационная работа. Образовано 15 республиканских обществ, 18 отделений в городах РСФСР, в том числе такие крупные, как Ленинградское. В состав Общества входят... до 400 членов — коллективов и до 500 членов-соревнователей«. (Членами -соревнователями, согласно Устава, могли быть лица, участвовавшие в деятельности Общества путем чтения лекций на основе одобренных обществом текстов, участия в устройстве научных опытов, выставок, а также оказывающие Обществу другие виды помощи. В последующих Уставах это положение изъято). Съезд одобрил мероприятия Правления по изданию журнала «Наука и жизнь» и подготовке к изданию общедоступной энциклопедии, утвердил основные направления плана работ на 1948 г., наметил мероприятия по увеличению количества и улучшению качества читаемых лекций, укреплению организационной работы Общества, усилению связи и обмена опытом между центром и периферией, использованию местных лекторских сил и улучшению лекционной и издательской работы как в центре, так и на местах.

Как видим, к своему первому съезду Общество окончательно оформилось организационно, окрепло, значительно расширяло свои ряды и развернуло свою активную лекционную деятельность.

В 1951 г. на базе существовавшего с 1947 г. редакционно-издательского отдела Правления было создано издательство «Знание» — центральное издательство по выпуску научно-популярной литературы. В 1952 г. Открылись лектории Общества в Ленинграде, Курске, Воронеже, Томске и других крупных научных и культурных центрах страны.

В апреле 1954 г. состоялся II съезд Всесоюзного общества. 630 делегатов представляли 300 тыс лекторов и активистов Общества. Всесоюзное общество объединяло широкие кадры советской интеллигенции. Членами Общества являлись 263 академика и члена-корреспондента Академии наук СССР, 524 действительных члена и члена-корреспондента академий наук союзных республик и отраслевых академий, 4042 доктора наук, 1074 профессора и 17,4 тыс кандидатов наук и доцентов. В Обществе состояло 13,4 тыс научных работников, 21,3 тыс преподавателей вузов, 89,7 тыс учителей школ, 12,2 тысячи инженеров и техников, 18,4 тыс агрономов, 24,6 тыс медицинских работников и около трех тысяч рабочих и колхозников-передовиков социалистического производства. Всесоюзное общество имело широкую сеть своих организаций по всей стране.